Как писали многие критики того времени, что Л.Н. Толстой, в своем романе, не ставит цель показать результат самого процесса внутренних переживаний, он описывает сам процесс в мельчайших подробностях. Основная цель – это передать сами переживания, которые сменяются одно за другим, сопоставить их.
Первое, на что обращает внимание читатель – это портрет. И тут не идет речь только о самом внешнем образе героя. Все это соприкасается с внутренним миром чувств и переживаний, эмоционального состояния и настроения. Можно сказать, что весь внутренний мир героев романа, отражается в детальном описании их облика.
Нельзя не отметить, что у Толстого отсутствуют «различные украшения и преувеличения». Тут его можно назвать писателем-реалистом. Он описывает в деталях именно так, как оно и есть на самом деле. Этому свидетельствуют описания Элен Безуховой и Марьи Болконской. Не смотря на то, что Болконская не очень привлекательна внешне, она обладает очень глубоким и богатым внутренним миром. Она открыта для людей, очень милосердна и добра. Все это находит отражение в ее глазах. А ожидание приезда сына Курагиных, рождает в ней желание высочайшей любви и женского счастья. Она мечтает о создании семьи, и ее «совсем не привлекательное лицо», наоборот, вызывает у читателя доброту и привязанность к этому образу.
Несколько иной предстает пред нами Элен, в описании Толстого. И, хотя она была ослепительно хороша собой, вся эта красота представлена холодностью и равнодушием. В романе, мы нигде не встретим описаний ее глаз. Автор представляет Элен, как безобразную и бездушную красавицу, делая это преднамеренно. И, если разобраться, то безобразие олицетворяет не внешность, а саму душу и переживания этого персонажа. Толстой проводит параллель между Элен и скульптурой. Он, как бы, нарочно подчеркивает отсутствие переживаний, чувств, эмоций, делает акцент на внутреннюю пустоту и бессодержательность, чтобы окончательно убедить читателя в этом, он сравнивает ее с Наташей Ростовой. Она так же, как и Элен, божественно хороша собой, но, вместе с тем, очень многогранна и эмоциональна. Особенно, воодушевляет читателя ее улыбка.
Иногда, автор сравнивает своих героев с животными. Лизу, например, он сравнивает с собакой в том плане, что она очень добрая и покорная, миролюбивая и с полным отсутствием сопротивления. А вот Пьера Безухова сравнивают с медведем, за его неловкость, массивность и огромную физическую силу. А Соня сравнивается с милым котенком, у которой, кстати, к концу романа, появляются «кошачьи черты». Она, живя в семье Николая, не столько прижилась к самой семье, как к дому, в котором она жила. И таких примеров можно привести еще огромное количество.
Из всего этого можно сделать вывод, что граф Толстой, в своем романе, предстает перед нами не только, как автор, а как непревзойденный и гениальный психолог, который в мельчайших деталях открывает глубину человеческой души и многогранность характера.
|