В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» Г.Н. Байрон впервые в мировой литературе поднял тему разочарованности и одиночества, разлившиеся после падения идеи Французской революции. В Чайльд Гарольде – герое разуверенном, переполненном жизнью страннике – мы видим то, что прошел и почувствовал сам автор.
Гарольд – человек, потерявший веру в людей и в саму жизнь. Он обладает особыми качествами европейского «лишнего человека» - разочарованием, пустотой души, суетой и страстью к постоянным странствиям. Его одинокость, отчуждение от мира сего очень схожи со взглядами самого Байрона.
Свою молодость Гарольд провел в пороке, пустых развлечениях и разврате. Его опустошенной душе были незнакомы такие понятия, как честь, совесть, стыд, он «порхал» подобно бабочке, летающей от цветка к цветку. Но умный, образованный юноша не мог долго удовлетворяться подобной жизнью. Поэтому со временем в нем отозвалась «болезнь ума и сердца роковая». В нем просыпается совесть, «наслаждений жажда в нем остыла». Ему становится стыдно за бездумно растраченную на призрачные победы молодость, он проклинает свои пороки и грехи буйно проведенных лет. Тоска и одиночество, завладевшие его сердцем, вынуждают Гарольда покинуть родные края. Его зовет Восток, прекрасные берега Средиземного моря, чудесные южные страны.
В своем окружении Гарольд не нашел человека, которому он мог бы открыть свою душу и сердце, рассказать о своих терзаниях. Вокруг него постоянно находились люди, но и среди них он чувствовал себя одиноким, так как видел в них лишь «прихлебателей убогих». Он отлично понимал, какова цена этих друзей «на час». И только лишь одной лютне он может с искренностью рассказать о своих мыслях, чувствах и печалях.
Познав лживость дружбы, измену женщин даже предательство своего пса, «узревши Правды свет», он становится все грустнее и мрачнее. И он отправляется странствовать по свету. Но что находит он в дальних краях?Успокаивается ли его сердце в тех прекрасных странах, о которых он мечтал?
Отнюдь нет! Среди благополучия и красоты чужих земель он видит все то же невежество, ложь, предательство, чванство, вошедшее в норму. Повсюду царит жестокость и рабовладельчество. Его надежды найти благословенный мир разбиваются о жестокую действительность жизни. И он бежит все дальше и дальше, бежит в надежде найти самого себя. Но где найти себя? Или вернуться в «омут чувственных утех»? Это не удовлетворяет Гарольда и он обращается к людям, призывая их к борьбе, к сопротивлению.
В образе Чайльд Гарольда Байрон показывает героя «своего времени», человека, умеющего думать и страдать.
|