Человек, хорошо знакомый с русской поэзией первой половины 19 века, легко заметит, что стихи Батюшкова выделяются на ее фоне словесными повторами, которые прочно вошли в творческую манеру автора и перемещались из одного его произведения в другое. Данную интересную находку подхватили писавшие элегии поэты пушкинской эпохи и сам Пушкин.
При всем этом нельзя сказать, что таким образом Батюшков лишь позаимствовал клише, созданные французскими поэтами 18 столетия. Он в немалых количествах придумывал подобные обороты и сам, в результате чего появились такие образы, как "пламень любви", "чаша радости" и "упоенье сердца". Неудивительно, что литературовед Виноградов выделил у Батюшкова несколько глубоко разработанных "сфер образов".
И Батюшков, и Пушкин через стилистическое опоэтизирование стремились изобразить уравновешенный образ мироздания и личности. Пушкин пользовался этим методом с более широким размахом, что привело к заметному расширению набора его языковых средств. Батюшков же был в своей поэтичности однотипен, что сближало его манеру с творчеством Жуковского. В этом проступает свойственный Батюшкову романтизм и его тяга к единству и чувственной цельности в восприятии мира.
Поэзия Батюшкова заметно отличается богатством фонетической выразительности. Еще современники обратили внимание на "сладкогласие" и "благозвучие" вышедших из-под его пера творений. Однако нельзя сказать, что их звуковой ряд сводится к одному лишь радующему слух звучанию. При этом нельзя отрицать и тот факт, что сам поэт особенно тщательно следил за тем, чтобы его поэтический язык был красивым. Это стремление являлось составной частью сложившегося у него понимания искусства. Батюшков хотел, чтобы в его душе всегда горела жажда красоты, особенно притягательной в искусствах и в словесности.
Изящность языка в представлении Батюшкова была не просто формой, а органической частью содержания. Примером того, как он делал свой поэтический стиль красивым, является приятный для восприятия фонетический ряд, в стихотворениях "Привидение" и "Последняя весна" концентрирующийся вокруг звука "л".
В. Виноградов тщательно изучил всевозможные методы, использованные Батюшковым и хорошо усвоенные его современниками и последователями, в том числе Пушкиным. По мнению ученого, разрывы в смысловом потоке и скачки в построении композиции усиливали драматизм батюшковского стиля.
|