Произведения Батюшкова несут в себе ярко выраженное театральное начало, что было свойственно поэтической традиции классицизма, в рамках которой они создавались. Нередко в его сочинениях можно даже встретить обращение героя к некой окружающей его публике, как, например, в стихотворении "Радость. Подражание Касти".
Лирический герой у Батюшкова фактически выступает в роли комментатора картин, которые открываются его взору. При этом он предстает перед читателем не как оторванный от общества эгоист-романтик, а как руководитель хора в античной драме. Обуревающие героя чувства поэт обычно изображает через их внешние проявления в виде голоса или жеста.
Отчетливость, с которой он показывает эти физические признаки страстей, придают батюшковской поэзии гибкость и пластичность, причем не статичных скульптурных поз, а выражающих радость движений.
Одной из схем построения его стиха является ритм пляски. Античный хоровод, в котором за руки держались музы и грации, органически входил в его картину гармоничного и беззаботного мира.
Со временем в творчестве поэта все настойчивей стала звучать идея о хрупкости земного счастья. Он и раньше проявлял склонность к сочинению стихов в стиле мрачной сентиментальной элегии, однако при этом она не была главным мотивом его произведений. На более позднем этапе поэтической карьеры Батюшков все больше наполнял свои стихи упадническими настроениями.
Например, в них появился хорошо заметный мотив элегического разочарования, а также возникла скандинавская тема со свойственным ей мрачным романтизмом, созвучным сформировавшемуся у поэта тревожному восприятию мира.
|