В системе ценностей поэта Константина Батюшкова особое место принадлежало культуре и искусству. Именно по уровню их развития оценивал он общество и государство. Фактически искусство властвовало над Батюшковым, - настолько сильно он был подчинен его чарам.
Искренняя любовь к искусству, а также превознесение его до уровня божества выделяли Батюшкова на фоне поэтов его эпохи, в частности, Вяземского, имевшего склонность к обличительному морализаторству. Батюшков считал искусство инструментом распространения гуманистических принципов и почвой, способной дать силы росткам просвещения.
Историческую науку и стоявшие перед литературой задачи он рассматривал с позиций Карамзина. Немалое значение для него имел и практический вклад Карамзина в развитие фразеологии и русского языка.
Батюшков считал, что литература должна была строиться как на патриотических началах, так и на основе богатой зарубежной культурной традиции. Образованность для Батюшкова равнялась человечности,- иными словами, степени цивилизованности и воспитанности в европейском духе.
Литературную речь поэт предлагал развивать, поддерживая ее тесную связь с языком бытового повседневного общения.
В 1809 году, когда состоялось полное поэтическое самоопределение Батюшкова, мерилами мастерства для него стали ясность и умеренность. Он последовательно отстаивал идею о том, что смысл может быть передан ясно или размыто.
В теории и практике Батюшков придерживался правила, требовавшего соблюдать гармонию образов. В своих сочинениях он проявил себя как утонченный эстет, - возможно, потому, что красоту он считал самым главным достоинством стиха.
Ярким примером высокого полета батюшковского описательного мастерства можно назвать его стихотворение "Источник". Уже в первых его двух строках перед читателем проходят образы "умолкшей бури", "ясной лазури" и заходящего солнца. Простые пальмы, роза, ветер, утро, поля обретают под пером поэта огромную выразительную силу, соединяются в цельную и гармоничную картину, получают отчетливое эстетическое звучание.
|