В некоторый момент своей творческой карьеры Батюшков начинает вдохновляться "Песнями Оссиана" шотландского поэта и писателя Макферсона, который завоевал популярность у современников благодаря сентиментально-меланхолической манере повествования. Оссиановские и скандинавские мотивы проникнуты у Батюшкова сожалением об ушедших в прошлое эпохах и героических поступках. Эту печаль можно заметить в его прославляющей русскую армию торжественной элегии "Переход через Рейн, 1814".
Содержащийся в скандинавской тематике философский смысл перекликался с его поздними сочинениями, в которых прослеживается мотив невозвратимости мира античности. Второй тип элегии Батюшкова - это глубоко личная элегия разочарования, имеющая что-то общее с пушкинскими настроениями. Можно выделить элегии, в которых личные переживания автора были переданы более открыто и прямо. Это, например, "Тень друга".
Выраженная в элегиях поэта горесть обусловлена неудачами в любви, прекращением дружеских отношений, собственным опытом душевных мук. В этих произведениях он достигает эмоционального накала и показывает тонкое понимание психики. Лиризм глубоко личных элегий Батюшкова тих и неспешен. Раскрытие переживаний происходит в них в основном через изображение внешнего мира.
Потеря гармонии неописуемо привлекательной окружающей среды и души, которая в своей тоске безразлична к радостям жизни, впервые в русской поэзии легла в основу композиции именно в творчестве Батюшкова. Подобным методом считающийся его литературным наследником Баратынский позже написал свою "Осень".
|