Для стихов Батюшкова характерна сложная смысловая игра, они содержат широкий набор знаков и символов, полны отсылок к литературе, мифологии и культуре, из-за чего их очень непросто воспринимать неподготовленному к такой многогранности образов и разнообразию художественных приемов читателю.
В том, как Батюшков расширяет смысл используемых им слов, видно его стремление создать всеобъемлющую картину мира. Например, роза у него означает в основном не цветок, а нечто, наделенное красотой. Чаша представляет собой главным образом не посуду для вина, а веселое времяпровождение. Соответственно, урна у него является в меньшей степени погребальным сосудом и в гораздо большей - знаком безвозвратной потери.
В стихотворении "На смерть супруги Ф.Ф. Кокошкина" тисы, кипарисы и урна - это условности, означающие грусть и кончину, а плач Гимена - символ супружеского горя. Подобный иносказательный стиль автор мог позаимствовать в поэзии восемнадцатого века. Есть в наборе творческих средств Батюшкова и "мысли вслух", достойные глубокомысленных философских трактатов. Они преподносятся понятно и ненавязчиво, например, в стихотворении "К Гнедичу": "Путь к забавам проложен; К славе - тесен и мудрен!"
С удивительной для поэта-эпикурейца рассудительностью Батюшков заявляет, что слава - это призрак, а попытка собрать "лавры" - это скучное занятие. Вслед за этим справедливым наблюдением поэт в свойственной ему образной манере делится с читателем сожалением о том, что с возрастом из жизни уходит много радостных впечатлений: "весна как сон легкокрылый исчезает", "нежны цветы завяли". Отсюда можно сделать вывод, что в его поэтический арсенал входила и рефлексия.
|