Много произведений А.Н.Толстой писал на основе реальных фактов. Он собирал документы, показания участников событий для того, чтобы факты были исторически точны. Их подлинность подтверждается и именами героев. По этому же принципу он написал и повесть "Эмигранты".
Героями этой повести являются исторические лица, реальные люди, с которыми писателю довелось встречаться в свое время. Это и премьер Временного правительства граф Г. Львов, и авантюрист, казачий полковник Магомет Бек Хаджет Лаше, и редактор белогвардейской газеты Бурцев, и многие другие. Но публицистичность некоторых эпизодов повести не исключает и художественное повествование. Правдивость рассказа о происходивших событиях в "Эмигрантах" сочетает в себе детективный сюжет с тонким психоанализом. Ведь писатель ставит перед собой определенную цель: объяснить, почему герои поступают именно так, а не иначе; он раскрывает драму этих людей изнутри. Ведь мотив преступлений играет большую роль. Поэтому писатель описывает преступления сухо, не заостряя на них внимания, без особых подробностей. Но сразу же переходит к внутренним процессам, которые и приводят героя к преступлению. И тогда становится понятно, почему Хаджет Лаше и Вера Юрьевна хоть и оказываются на одной скамье подсудимых, но Лаше действительно преступник, а Вера Юрьевна - его жертва.
Конечно, процесс нравственного разложения в среде эмигрантов отображается через мотив преступления. В повести показаны люди, сделавшие ошибку в своем выборе и оказавшиеся вне времени, без прошлого и без будущего. Как говорит бывший офицер Налымов: "Надейтесь только на минутку, на эту минутку". Но тем не менее Толстой показывает и путь нравственного возрождения. И если принцип Лаше - "будь циником до конца", то Вера Юрьевна способна трезво посмотреть на свою прошлую жизнь и реально оценить сложившиеся обстоятельства. "Тени какие-то ночные" - так говорит она о себе и своих друзьях по несчастью.
Почти все герои "Эмигрантов" тоскуют по родине, по России. Но тоскуют они по разному и о разном.В пансионатах Берлина или Парижа, кочуя по другим столицам Европы, они пытаются понять, что происходит в России и что там будет завтра. Но одно дело ностальгия Мантышева по грандиозному ужину в двести тысяч в Москве, и совсем другое - возвышенная, очищающая любовь человека, привыкшего жить на чужбине, в эмиграции к родным березам, бескрайним полям и лесам.
Толстой не упрощает путь нравственного возрождения своих героев. Насколько он труден и опасен можно судить по истории Веры Юрьевны и Налымова, которая и завершает тему белоэмигрантов в творчестве писателя.
|