В своем раннем творчестве А.Н. Толстой обращается к материалам, которые для него хорошо знакомы. В своих рассказах он показывает жизнь дворянства такой, какая она была в то время. Исходные данные для этого писатель берет из архивных документов, рассказов родственников и друзей, из личного жизненного опыта. Все это помогло ему воспроизвести "мир чудаков", показать героев такими, какими они были в действительности; со всеми подробностями рассказать об их будничном существовании.
Усадебная жизнь утратила для Толстого свою красоту и силу, и поэтому он показывает жизнь помещиков с комической, смешной стороны. Даже сумасброды и наглецы, такие, как Тараканов ("Ночь в степи"), находясь на крайней ступени духовного падения, вызывает больше насмешку и отвращение, чем гнев. "Большой оригинал" Вадим Андреевич был когда-то предводителем дворян в уезде и теперь, когда там "сволочь какая-то сидит", он затосковал о прошлой привольной жизни и уверяет гостя: "А в подвале, вот здесь под тобой, бомбы-с. А в уезде дворянство на чеку." Но нет ни бомб, ни союзников, которые "слова ждут". А есть только самодурство обреченного от сознания, что "земля стала уплывать из-под дворянских ног".
Герои произведений Толстого очень разные и своеобразные: это и благодушный фантазер, который хочет изобрести конный утюг для расчистки дорог от снега; и окунувшийся в созерцание мечтатель, и самодур налымовского стиля. В зависимости от характера героя меняется и интонация, в которой ведется повествование. Так мир заволжских чудаков породил и отца героя повести "Детство Никиты" Василия Никитича с его безалаберностью: хотел разбогатеть на лягушках - не получилось, закупил в Америке Машины - они ржавеют без дела, и так во всем. Но его бесхозяйственность сочетается в нем с веселым нравом, отзывчивостью.
"В избытке" у героев Толстого может быть и доброта. Так тетушка Анна Михайловна ("Петушок") жалеет всех, даже мышей. Она не разрешает ставить в доме мышеловки, ходит в старенькой юбке, потому, что все остальное у нее выпросили деревенские бабы. Но даже ее беспредельная доброта не может изменить ее племянника Николушку, жизнь которого направлена только на фанатичное стремление к удовольствиям.
Как горький упрек самодурству и нравственному уродству Налымовых и Таракановых автор противопоставляет красоту и одухотворенность женских образов: Кати Волковой ("Хромой барин"), Наташи ("Большие неприятности"), Ани ("Родные места"), Веры Ходанской ("Мишука Налымов"). В них есть какая-то зыбкая надежда на перерождение общества. Они не просто достойны счастья, но могут "угадать" его. И то, что судьба часто обманывает их есть свидетельством об органичном пороке в самом устрое жизни. Потому эти темы у Толстого звучат так трагично.
|