Драматическая повесть «Иван Грозный» великого Алексея Николаевича Толстого, который вошел в русскую литературу как создатель исторического жанра, была написана во времена массовых репрессий в СССР, имевших место в тридцатые годы прошлого века. Писатель хотел получить ответы на интересующие его актуальные вопросы, которые могли бы объяснить необходимость жестокости по отношению к народу и значение жесткой власти.
В целях разгадки А.Н. Толстой обращается в прошлое. Это оказывается нелегкой задачей, поэтому писателю приходится начинать с изучения фольклора и другого исторического материала. Погрузившись в атмосферу минувших времен, Толстой начал мыслить категориями живших тогда людей. И только после этого ему раскрылся истинный дух времени, именно после этого им написаны знаменитые исторические произведения.
Фигура Ивана Грозного Сталиным воспринималась как отражение собственной борьбы с внутренними противниками. В теме Ивана Грозного Сталин стремился утвердить свое право на историческую аналогию. В этих целях Сталину требовалось увековечивание образа опричников - палачей и убийц из близкого окружения Ивана Грозного в пафосном свете.
Так, правая рука Грозного - опричник Малюта Скуратов, внушающая врагам государства и оппозиционерам страх и ужас, у Толстого изображен, как ярый защитник политики царя. Считая себя назначенным свыше для помощи царю, именно он поощряет и поддерживает последовательность Грозного в жестокости.
Бегство Андрея Курбского писатель мотивирует его сговором с гетманом Радзивиллом, командовавшим вражескими войсками. Это подчеркнутая мотивировка в отношении персонажа дилогии - Курбского, являющегося представителем дворянской оппозиции и одним из членов боярского заговора, призвана подчеркнуть обоснованность преследования.
Малюта служит царю на совесть. Он из собственных соображений, не по царскому приказу и без ведома царя, душит митрополита Филарета, поскольку считает, что оказывает пользу государству. Здесь явно прослеживается стремление писателя возвысить значение службы, возглавляемой Малютой, и оправдать его перед зрителем и судом истории.
В последний раз Иван Грозный выходит на сцену в момент военных неудач, но в его уста вложена оптимистичная финальная фраза: "Горит, горит Третий Рим...”
В общем и целом образ Ивана Грозного получился размытым. Не удалось писателю выдать Малюту Скуратова за положительного государственного деятеля. В отношении этого опричника история вынесла собственный справедливый приговор. Неудачной также была попытка Толстого в реабилитации царя, жестокого самодура.
Если речь идет о художественном произведении, то, безусловно, автор имеет право на спор с историей. Но предлагая свое толкование темы Ивана Грозного, Толстому не удалось выйти на новый рубеж в литературе. В своей трактовке Толстой, идеализируя царя, отступил от истины, но факты противились этой идеализации.
|