Пятница
26.04.2024
11:51
Авторы
Наш опрос
Как поют поздравительную песню на вашем Дне Рождения?

Всего ответов: 1613
Новые сочинения
М. Горький. «На дне» – драма нашей жизни

Поиски правды в советской литературе – по...

Ужасы репрессий на примере произведения «...

Революция и Гражданская война 1917 года п...

Князь Мышкин, как главное дйствующее лицо...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьные сочинения
Главная » Сочинения » 7-й класс

«Иван Грозный» Алексея Толстого


 Драматическая повесть «Иван Грозный» великого Алексея Николаевича Толстого, который вошел в русскую литературу как создатель исторического жанра, была написана во времена массовых репрессий в СССР, имевших место в тридцатые годы прошлого века. Писатель хотел получить ответы на интересующие его актуальные вопросы, которые могли бы объяснить необходимость жестокости по отношению к народу и значение жесткой власти.

 В целях разгадки А.Н. Толстой обращается в прошлое. Это оказывается нелегкой задачей, поэтому писателю приходится начинать с изучения фольклора и другого исторического материала. Погрузившись в атмосферу минувших времен, Толстой начал мыслить категориями живших тогда людей. И только после этого ему раскрылся истинный дух времени, именно после этого им написаны знаменитые исторические произведения.

 Фигура Ивана Грозного Сталиным воспринималась как отражение собственной борьбы с внутренними противниками. В теме Ивана Грозного Сталин стремился утвердить свое право на историческую аналогию. В этих целях Сталину требовалось увековечивание образа опричников - палачей и убийц из близкого окружения Ивана Грозного в пафосном свете.

 Так, правая рука Грозного - опричник Малюта Скуратов, внушающая врагам государства и оппозиционерам страх и ужас, у Толстого изображен, как ярый защитник политики царя. Считая себя назначенным свыше для помощи царю, именно он поощряет и поддерживает последовательность Грозного в жестокости.

 Бегство Андрея Курбского писатель мотивирует его сговором с гетманом Радзивиллом, командовавшим вражескими войсками. Это подчеркнутая мотивировка в отношении персонажа дилогии - Курбского, являющегося представителем дворянской оппозиции и одним из членов боярского заговора, призвана подчеркнуть обоснованность преследования.

 Малюта служит царю на совесть. Он из собственных соображений, не по царскому приказу и без ведома царя, душит митрополита Филарета, поскольку считает, что оказывает пользу государству. Здесь явно прослеживается стремление писателя возвысить значение службы, возглавляемой Малютой, и оправдать его перед зрителем и судом истории.

 В последний раз Иван Грозный выходит на сцену в момент военных неудач, но в его уста вложена оптимистичная финальная фраза: "Горит, горит Третий Рим...”

 В общем и целом образ Ивана Грозного получился размытым. Не удалось писателю выдать Малюту Скуратова за положительного государственного деятеля. В отношении этого опричника история вынесла собственный справедливый приговор. Неудачной также была попытка Толстого в реабилитации царя, жестокого самодура.

 Если речь идет о художественном произведении, то, безусловно, автор имеет право на спор с историей. Но предлагая свое толкование темы Ивана Грозного, Толстому не удалось выйти на новый рубеж в литературе. В своей трактовке Толстой, идеализируя царя, отступил от истины, но факты противились этой идеализации.


Категория: Скачать сочинение 7-й класс | Добавлено: 30.07.2018
Просмотров: 2049 | Писатель: Толстой А.Н. | Оценка: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar