Одно из самых известных полотен великого русского живописца Василия Григорьевича Перова "Тройка" уже на протяжении более полутора веков будоражит умы и сердца людей. Художнику удалось мастерски передать бытовую сцену из жизни бедняков. Несмотря на отмену крепостного права их существование не стало легче. Чтобы хоть как-то выжить приходилось тяжело трудиться даже маленьким детям.
Главными персонажами картины стали три ребёнка, словно тройка лошадей запряжённых в тяжёлые сани. Сумерки, стужа, ледяной ветер. В такую погоду люди из дома носа не кажут, да и собаку за порог не выгонят. Но этим несчастным, измождённым неподъёмной работой детям приходится тащить с реки огромную, леденеющую на морозе бочку воды. От пронизывающего холода не спасают ни рваная одежонка, ни тяжёлый физический труд.
На худеньком, полупрозрачном от голода и лишений личике единственной девочки застыла мука и вместе с ней маска безразличия и покорности судьбе. Самый младший в этой упряжке крайний слева мальчишка совсем обессилен. Его рука безвольно повисла, голова склонилась в бессилии набок. Жизнь словно потихоньку уходит из него, отчего картина выглядит ещё более трагично.
Старший мальчик старается взять на себя большую тяжесть, облегчая работу другим. Несмотря на боль, усталость и пробирающий до костей холод он пытается всем своим видом придать им хоть чуточку сил. Его недетский, полный страдания взгляд заставляет зрителя ещё больше ужаснуться от бесчеловечного отношения даже к малолетним детям в те не такие уж и далёкие времена.
Три детских личика и белеющая льдом огромная бочка остаются единственными светлыми пятнами на полотне, написанном преимущественно в мрачных серых, черных и коричневых тонах. Едва различимые на заднем плане городские крыши и высокая, безучастная к человеческому горю высокая монастырская стена лишь подчёркивают пустынность улицы и настроение трагической обречённости передаваемое автором картины.
Фигуры всего лишь двух взрослых кажутся призрачными. Один из них пытается помочь маленьким горемыкам, подталкивая плечом тяжёлый воз. Другой спешит скрыться в сумерках, словно ему нет дела до людских страданий. И только верный пёс ни на минуту не покидает своих хозяев, оставаясь радом с ними в горестях и лишениях.
Своей смелой и провокационной для того времени работой Василий Перов не только показывал всю бедственность положения нищих и обездоленных, вынужденных с самых юных лет за гроши тяжело работать с раннего утра и до позднего вечера. Он изобличал равнодушие богатых и имеющих власть, которые беззастенчиво используют детский труд, ещё больше за счёт него обогащаясь. И сегодня это полотно вызывает у зрителя сострадание, желание помочь обездоленным и гнев, направленный на несправедливость.
|