Пейзаж Перова "Охотники на привале" отображает трех мужчин, которые решили отдохнуть после тяжких трудов. Они расположились на траве и в процессе перекуса завели беседу. Старший из них, сильно жестикулируя, решил поведать друзьям о своих подвигах на охоте. Два его соратника внимательно слушают собеседника с разными выражениями лиц, но им явно нравится такое развлечение.
Средний мужчина вальяжно развалился на земле и явно надсмехается над байками соратника. Его мимика выражает почтение и, в то же время, недоверчивость и скептицизм к другу. Самый младший из тройки видимо первый раз на охоте и с огромным участием внимает вымыслам старшего. Он так впечатлен необычной историей, что даже забыл прикурить папироску. Его голова подалась вперед и показывает изумление. Вся тройка охотников изображена Перовым с подтекстом: более старшие люди наделены опытом и пытаются приукрасить свои подвиги, средние по возрасту уже имеют практику и не верят в чудеса, а младшие совсем зеленые и впитывают новизну как губка. Все это выглядит чудесно на фоне приближающейся зимы, когда в природе происходят глубокие, сказочные и поразительные преобразования.
Художник окружил охотников дыханием осени: пожелтевшая трава, перелетающие в теплые края птицы на сером небе, белая шубка подстреленного зайца... Все указывает на приход этой серой, влажной и прохладной поры. Окружающая природа увядает и готовится к морозам. Это навевает некоторую тоску от картины, делает ее неуютной. Последнее еще больше усиливается от того, что люди прилегли прямо на холодную землю без всякой подстилки. Но их непоколебимый дух и азарт чувствуются во всем: как в спешке брошена у ног дичь, присутствующее рядом оружие и всеобщая атмосфера раскрепощения и желание весело провести свободное время.
Художник мастерски выписал каждую деталь пейзажа. Его непревзойденный талант проявился в том, что он подспудно учел каждую черту наступившей осени. Вся левая сторона полотна посвящена предметам охоты, которые можно внимательно рассмотреть и чуть ли не потрогать руками. Перов изобразил тут даже охотничий рожок, который особенно впечатлил мое воображение. Как звучно и протяжно он бы сейчас зазвучал в залах Третьяковской галереи, призывая собравшихся там принять участие в настоящем мужском развлечении.
По моему, картина больше вызывает печаль по лету и грусть от прощания с ним.
|