Карла Павловича Брюллова, можно считать одним из самых выдающихся художников 19-го века, а его картину «Последний день Помпеи», считают одним из самых лучших и известных его, произведений.
Картина была посвящена довольно мрачной дате. 24-го августа , 79-го года нашей эры, произошло одно из самых сильных извержений вулкана в истории человечества. Вулкан Везувий, тогда, уничтожил небольшой городок Помпеи, который находился у его подножья. Кипящая лава, просто накрыла его со всем живым. Через полторы тысячи лет, в середине 16-го века, археологи полностью очистили его от затвердевшей лавы и пепла.
Когда Брюллов приехал в Помпеи, в 1827 году, он еще не знал, что, примерно, через шесть лет, он сотворит настоящий шедевр искусства, который будут знать десятки поколений потомков.
Прежде, чем написать картину, он долго изучал исторические монографии, письма Плиния старшего, который был очевидцем происходящего и многое другое.
На картине, без всякого преувеличения, изображена трагедия. Это гибель древнего народа, который, в буквальном смысле, смотрит в глаза смерти, и покорно ждет ее приближения. Путей к спасению у него просто нет. Люди с жутким страхом и паническим ужасом, смотрят, как извергается грандиозный вулкан, и сотни миллионов тонн расплавленной лавы, движутся прямо на них, сметая все на своем пути. Не даром, один из критиков, сказал: «Это не лучи Айвазовского, это огнедышащее зарево смерти!»
Стихия с легкостью разрушает здания, а тяжелые мраморные статуи падают, как игрушечные. Никто не сможет спастись во время этой страшной трагедии. Чтобы подчеркнуть весь ужас и горе людей, которые понимают, что они погибнут через несколько минут, на картине преобладают коричневые и бордовые тона. Эти цвета усиливают и обостряют восприятие человека. Действительно, те, кто посмотрели картину впервые, высказывали мнение, что их охватил страх. Картина чем-то напоминает Судный день.
Темное и зловещее небо густо затянуто едким дымом. Густота пепла настолько высока, что даже солнечные лучи не могут проникнуть сквозь нее.
Везде царит жуткая паника. Люди пытаются спастись из последних сил. Многие, уже, обессилив, просто падают, приняв свое поражение в пользу неумолимой стихии.
Огромную жалость вызывают молодые мужчина и женщина, которые располагаются на переднем плане. Они пытаются убежать, прикрываясь куском ткани, но понимают, что это их не спасет. А маленький ребенок, который прижимается к их ногам, надеется, что родители его спасут.
В уголке, вместе с детьми, присела несчастная мать. Она до последнего мгновения надеется, что останется жить и спасет своих детей. А девушке, которая лежит, повезло на много меньше. Возможно, она потеряла сознание, но, скорее всего, уже мертва. Даже, вставшая на дыбы, лошадь, и та понимает весь ужас происходящего.
В этой картине, Брюллов подчеркнул тот аспект, что на тот момент, разбушевавшаяся природная стихия, не могла быть подвластна человеку.
|