Рассматривая творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, нужно отметить тот факт, что этот человек прошел очень сложный и тернистый жизненный путь, и отразил его в своих бессмертных трудах, которые стали классикой русской литературы. Он очень рано потерял отца, будучи еще совсем ребенком, в 9 лет, далее, он служит писчим в Тверской канцелярии. Став немного взрослее, он переезжает в Петербург, где пишет различные комические пьесы и оперы, выдает журнал «Почта Духов».
Общаясь в литературном кружке с Александром Радищевым, автор излагает свои впечатления в своих произведениях. Он очень жестко и гротескно критикует крепостное право, доказывает, что дворянское сословие теряет свой моральный, нравственный и эстетический облик. Высшему начальству очень не по душе, те критические и острые статьи, которые направлены против существующей власти, и в скором времени, журнал Крылова закрывают. Но автор, будучи человеком очень твердых взглядов и не рушимых принципов, не собирался сдаваться, и издал новый журнал – «Зритель». Там он печатает свою повесть «Каиб», в которой описывался один восточный царь, который и шагу не мог самостоятельно сделать, без нравоучений своих советников. Он был очень миролюбивый и лояльный, но, когда речь шла о том, что кто-то хотел высказать свое мнение или дать совет, сначала он приказывал дать ему 50 ударов по пяткам, а уже потом, можно было высказать свое мнение. Все это очень напоминало читателям того времени, прихлебателей и угодников Екатерины 2-й, и четко отображало тот произвол и анархию, которая тогда захлестнула всю Россию.
В своем произведении «Похвальная речь», Крылов, под видом хвалебных од, он жестко и издевательски раскритиковал крепостное право. Все «хваленые оды» исходят от крепостного крестьянина, который «очень благодарен» и в огромном восторге от того, что на посаженных полях проводят охоту.
Тем временем, во Франции происходит Буржуазная революция. Вследствие этого, политическая обстановка в России накаляется до предела. Естественно, это не могло не отразится на творчестве Крылова. Оно стало еще более дерзким и критикующим, что не могло не задеть высшие эшелоны власти. Журнал «Зритель» закрывается, но, вскоре, выходит еще более резкий и злободневный журнал – «Меркурий». Но и этот журнал постигает та же участь, и, закрыв его, Крылова изгоняют из столицы, как неугодного и опасного для дворянского сословия, автора.
Но, вскоре, политическая власть меняется и «неугодный автор», из провинции, возвращается обратно. Но, на этот раз, он начинает писать басни, «разговаривая» языком аллегории, так как в условиях жесточайшей цензуры, невозможно было говорить правду в открытом тексте.
В 1812 году, баснописец поступает на службу в Публичную библиотеку, глее прослужит почти 30 лет, и будет писать свои бессмертные творения. А в 1844 –м, уйдет в «мир иной».
Пройдет еще много столетий, но его бессмертные фразы, такие, как «Уж сколько раз твердили миру…», «У сильного всегда бессильный виноват» и другие, всегда будут помнить и брать к сведению.
|