На исходе 1834 и в начале 1835 года Оноре де Бальзак с головой ушел в работу над романом "Отец Горио". По обыкновению писатель увлекся темой сильного чувства. В данном случае это была бесконечная любовь старого вермишельщика к своим двум жестокосердным дочерям. Однако при всем этом и даже несмотря на название произведения можно усомниться в том, что отец Горио и его горестная участь являются сюжетным центром романа. Ведь его содержание настолько многогранно, что в нем трудно определить однозначно главное действующее лицо и основную проблему.
Наряду с фигурой Горио немалое значение приобретает образ Растиньяка, имеющего гораздо более тесные отношения со всеми действующими лицами и вовлеченного во все сюжетные линии. Еще один значимый герой - это беглый каторжник Вотрен, наделенный мощными волей и разумом. С помощью беспощадных доводов и доступных словесных оборотов он раскрывает Растиньяку скрытые конструкции общественного устройства. По мнению Вотрена, каторга живет по правилам, которые являются настоящими законами жизни и для сильных мира сего.
По ходу действия выясняется, что "Отца Горио" трудно назвать любовным романом. Линия близких отношений Растиньяка и Дельфины при всех присущих им прямоте и силе вовсе не является центральной. Чувства к Дельфине скорее раскрывают широкую тему воспитания героя, и возможно именно поэтому младшая дочь Горио фактически исчезает из произведения задолго до его финала.
Нельзя назвать "Отца Горио" и приключенческим романом даже несмотря на присутствующие в нем криминальные схемы, подстроенную дуэль, преследование каторжника и его поимку. Возможно причиной тому стал тот факт, что автор предпочитал подвергать анализу не вымышленные события, а выхваченные из сюжетной реки проявления реальной жизни. Как известно, они никогда не бывают одноплановыми, а всегда пестры и многолики.
|