В финальном варианте новеллы "Гобсек" автор изобразил ростовщика намного выразительней, чем всех прочих действующих лиц. По сравнению с предыдущими редакциями этот образ стал крупнее. Например, появились упоминания о бурной активности главного героя в колониальных странах, которые привязали Гобсека к историческим реалиям и придали ему значимость.
Неудивительно, что в конце жизни он даже стал экспертом по делам находящихся в Гаити французских граждан. Читатель также узнает, что Гобсек водил знакомство с пиратами, неким образом был причастен к борьбе американцев за независимость и даже охотился на тигра. На склоне лет свою жажду деятельности главный герой направил в русло погони за наживой, так как золото является символом людских страстей и власти над ними.
В окончательном варианте новеллы Бальзак также наделил Гобсека проницательным умом и способностью к произнесению пламенных речей. Ростовщик осознает свое преимущество перед классом аристократов, одновременно его образ приобрел оттенок оригинальности, так как он стал руководствоваться своеобразным учением об экономии жизненных сил. Ко всему прочему выясняется, что Гобсек высоко ценит не только драгоценности, но и произведения искусства. Таким образом, ему свойственны переживания на уровне высоких чувственных материй.
При всем этом даже такой облагороженный Гобсек не отказывается от погони за ростовщической прибылью. Когда главный герой умирает, выясняется, что еще одним его жизненным кредо была идея "богатство ради богатства". Такой вывод можно сделать, окидывая мысленным взором найденную в доме Гобсека настоящую свалку из предметов роскоши, в том числе деликатесов, картин, мешков с колониальной продукцией, дорогих ваз. Некоторые предметы заметно пострадали от небрежного хранения. Можно сделать вывод, что на исходе дней ростовщик стал таким скупердяем, что не пускал свои доставшиеся путем стяжательства ценности в торговый оборот, а, боясь продешевить, просто превратил часть из них в хлам и гниль.
Несмотря на то, что Бальзака критиковали за сомнительную правдивость живописной панорамы испорченных богатств, можно признать, что она вошла в резонанс с лежащей в основе произведения мыслью: ростовщичество разрушает как людские отношения, так и самого ростовщика.
|