События в повести Бальзака "Брачный контракт" развиваются вокруг давшего ей название документа, символизирующего ожесточенную борьбу за корыстные интересы. Он закреплял финансовое соглашение, олицетворявшее суть бракосочетания по принципам нового времени.
Данный этюд представляет собой хороший пример бальзаковского новаторства. Это рассказ о подготовке контракта, включаемых в него и вычеркиваемых из него абзацев. По ходу действия применение контракта выливается в острые перипетии и формирует ступени для подъема содержащейся в повести психологической драмы на новую высоту.
Неудивительно, что произведение "Брачный контракт" фактически превращается в хронику конфликта интересов. Сначала читатель становится свидетелем борьбы позиций Поля и его друга, сводящейся к вопросу о том, стоит ли вступать в брак. Далее действие переходит к битве нотариусов, отстаивающих интересы воюющих сторон. Затем начинается жестокая война тещи с зятем. На завершающем этапе композиции в противостояние вступают сами супруги.
Коварные замыслы, составлявшие изюминку авантюристских и так называемых "кошмарных" литературных произведений, а также тайные сговоры "злых сил" против "добрых" проявились тут в новом художественном виде, показывая прекрасную осведомленность автора в том, какие именно противоречия раздирали социальную среду.
Схватка интересов, затронутых брачным договором, по накалу страстей ничуть не уступает военным действиям, экспрессивной сценической постановке или азартной игре на деньги. Рядом с госпожой Эванхелиста даже такой хрестоматийный отрицательный персонаж, как Гобсек, кажется божьим одуванчиком, кремовым тортом, успокоительной таблеткой, мягкой подушкой и тополиным пухом. Свойственная Эванхелисте безудержная жажда мести и поток ее мыслей, доказывающих истинность избранной ею тактики при ведении дел с зятем, относятся к великим достижениям бальзаковского психоанализа.
Писатель неоднократно именует основной момент своего сюжета "комедией" и по этому поводу даже сообщил сестре, что "все чрезвычайно комично". Указанная смехотворность происходит из несовпадения видимости хороших людских отношений с развернувшейся в повести схваткой корыстных мотивов, а также сладких мечтаний Поля и горькой реальности. Грустный комизм, который можно заметить также в авторской манере великого Мольера, ставшего для Бальзака проводником в большую литературу, зафиксирован и в названии широкого цикла его произведений - "Человеческая комедия".
|