Тема православной веры занимает важное место в творчестве Н. Лескова. Достаточно вспомнить Ивана Флягина из повести «Очарованный странник» и торговку кружевами Домну Платоновну из «Воительницы».
О религии говорят и герои Ф.М. Достоевского, и герои Л.Н. Толстого. Однако у Достоевского и Толстого христианская вера неизменно приводит к духовному перерождению героя. Вера это «духовный дом», куда герой приходит после долгих духовных скитаний (так случилось с Пьером Безуховым и Родионом Раскольниковым). Лесков же подходит к изображению религиозных людей «из народа» по-своему.
Иван Флягин и Домна Платоновна персонажи разные по происхождению. Иван - крепостной, а Домна Платоновна - купеческая дочь и жена. Однако сходств у этих двух героев Лескова гораздо больше, чем различий.
Оба люди верующие и даже воцерковленные. И их религиозность не формальная - особенно у Ивана Флягина, однако их поступки могут ввести читателя в замешательство, как несовместимые с христианской верой. Именно таково отношение к ним рассказчиков, которые в обоих произведениях как бы играют роль читателя.
Иван Флягин в детстве шутки ради убивает священника, но впоследствии, уже в татарском плену, равнодушен к своим детям от татарских жен, потому что они "некрещенные и миром не мазаные". Физическое родство с детьми для него не играет никакой роли, поскольку нет духовного родства - в вере. Однако мысль, что подобное родство не возникает само собой, и что он как отец несет ответственность за духовное воспитание своих детей, его не посещает. В своей жизни он часто "плывет по течению", подстраиваясь под обстоятельства.
Если он по рождению простой деревенский мужик, то Домна Платоновна - купчиха. Она много лет живет в Петербурге и приноровилась к "петербургским обстоятельствам". Она торговка кружевами по основной профессии и сводница – по другой. Она помогает богатым – и часто женатым мужчинам, найти молодых любовниц из порядочных девушек. Вся повесть – ее рассказ о своих занятиях, в которых она не видит ничего слишком уж греховного или противоестественного. Таковы «петербургские обстоятельства». И это не ее вина. В этом, кстати, можно увидеть ту же пассивность в жизни, что и у Ивана Флягина, соединенная с огромной жизненной силой.
Сам рассказчик, который знакомит нас с Домной Платоновной, удивляется противоречивости ее характера. Сочетание искренней религиозности и своеобразного милосердия с подобным родом занятий.
Многие русские писатели искали выход в обращении к народу, противопоставляя развращенным образованным аристократам "людей из народа" с их искренней верой и привязанностью к природе.
У Домны Платоновны и Ивана Флягина оба качества присутствуют - однако, как ни странно, их это не спасает. Более того, "падшая" подопечная Домны Платоновны - образованная дворянка Леканида хотя бы осознает свое падение и страдает из-за этого.
Оба персонажа изначально религиозны, наделены природным умом, жизненной силой и даже своеобразным милосердием, но среда, в которой они формировались, дала их характерам своеобразное направление. Они лишены склонности к самоанализу и критическому мышлению своих поступков, в результате чего вера не становится путем к перерождению.
Лесков не дает прямых ответов, а задает вопрос.
|