Сказки Салтыкова-Щедрина, где Салтыков – фамилия, а Щедрин – литературная подпись под изданным произведением – очень яркая страница в русской литературе конца XIX века. Переполненные гротеском, доведенным до абсурда, эти остро направленные сатирические произведения, основанные на русском фольклоре, полны гипербол и фантасмагорий. Строго в рамках гоголевских традиций Михаил Евграфович бичевал как людские, так и общественные пороки.
Вместе с тем, как автор Салтыков-Щедрин старается выступать скорее в роли не предвзятого судии, чем обличителя-ненавистника. Он с пониманием (не путать с одобрением) относится к хищнической натуре людей, изображаемых им в виде хищных птиц и животных, так как «конституция у них такая». Еще одним отличием сказок Михаила Евграфовича от народных является в абсолютной разнице их финалов. Народ заканчивает сказание полным торжеством Добра и посрамление Зла, а у сатирика финалы, если не трагические, то уж печальные и не торжествующие – это наверняка. Простота сюжетных линий и стилей сказок, только подчеркивает их трагизм, ярче высвечивает затрагиваемые пласты проблем. Обязательным элементом повествования у Салтыкова-Щедрина является авторская ирония.
В сказке про двух генералов, которых прокормил один мужик, автор откровенно подтрунивает над бесполезной многолетней службой этих военных чиновников, так как «регистратуру» упразднили «за ненадобностью». Не способные ни к чему, они бы померли с голодухи, если бы не «ленивый» мужик-лежебока, который их обиходил и возвратил в привычные места обитания. И с горькой иронией автор описывает раболепие в поведении и, что самое главное, в мыслях крестьянина, довольного тем, что от «щедрот» барских получил пятак серебром. Смирение крестьян приводит к тому, что Топтыгины (сказка «Медведь на воеводстве») переходят от мелких злодейств к более серьезным. Но, по-настоящему вывели из себя мужиков, не творимые воеводами злодейства, а постоянный и непосильный гнет. И вот закономерно этот гнев нашел выход в жестокой расправе над притеснителями. Досталось от Михаила Евграфовича и простым обывателям, которые сидят по своим домам и дрожат даже от мысли, что-то сказать супротив власти, так как о поступках они даже помыслить не могут. Прожил сто лет «пескарь», а вот пользы от этого нет, да ладно бы обществу или другим людям, себе пользы не доставил.
Только в «добровольном» и не желании, что-нибудь сделать полезное для справедливого общественного обустройства, видел Салтыков-Щедрин трагедию русского народа. Он страдал от этого и старался при помощи сказок хоть немного выправить ситуацию.
|