Свои остро социально направленные сатирические сочинения - сказки, Салтыков-Щедрин, где Салтыков – фамилия, а Щедрин – это литературный псевдоним, начал писать уже на склоне своих лет. Следуя гоголевским традиция бичевания людских и общественных пороков, Михаил Евграфович делает это острее и беспощаднее, так как сказочный жанр, да еще гротесково-гиперболизированный, временами до полного абсурда, позволяет это сделать.
Сатирический язык Салтыкова-Щедрина настолько афористичен, насколько основывается на языке Эзопа и народном фольклоре. Мироощущение с ракурса, который виден только трудовому народу, а в то время в основном это было крестьянство, простой понятный крестьянину язык, правда несколько чересчур замороченный и замысловатый, пересыпан выражениями типа «жил - дрожал, и умирал - дрожал», «просвещенный, умеренно-либеральный…» и тому подобными, которые используются по тому же назначению и в XXI веке.
Фантасмагоричность, наряду с откровенной фантастичностью происходящего, – еще одна особенность сатиры Михаила Евграфовича. Персонажи его сказок наряду с людьми – это животные наделенные, естественно людскими привычками и пороками. Однако если над людьми Салтыков-Щедрин смеется жестоко, если они принадлежат к угнетателям трудового народа или грустно-иронически, если это простые люди или крестьяне, то к животным Михаил Евграфович относится без эмоциональной окраски, так как суть хищника, к примеру, состоит в «хищничестве» и ничего не естественного или благоприобретенного в этом нет, тогда как чертой любого начальствующего человека сатирик считал «зверскую» лютость и невежество.
Басни в прозе Салтыкова-Щедрина, как и все басни несли в себе поучение, являясь стихийным воспитателем народных масс, так как сатирик видел главное зло в «добровольном» рабстве и нежелании протестовать против жестоких форм жизни. Салтыков-Щедрин страдал, воочию наблюдая как работящие и достойные люди вынуждены безропотно подчиняться лощенным и высокомерным, но невежественным и бессердечным «хозяевам» жизни.
|