Земля русская известна не только плодородием и бескрайними горизонтами, но и человеческой незаурядностью, искренностью и божественной чистотой. Без праведников остальному населению пришлось бы туго, ведь именно они всеми силами помогают окружающим, не требуя вознаграждения, делятся с обществом своей духовностью, нередко жертвуют собой, но остаются непризнанными. Многих поражает их мнимая неумность и неприхотливость, за ними они не замечают искренние, добрые, поистине святые сердца.
Именно к такой категории русских праведников относилась и Матрена из рассказа Солженицына. Он обрисовал нам послесталинскую действительность, быт простого народа. В это время проходили тотальные перемены, жизнь стремительно преображалась. Но не все люди открыто смотрели в лицо реформам, одинокая крестьянка придерживалась старого, привычного уклада, помогала односельчанам чем могла, хотя и сама не была богатой. Она вставала с рассветом и работала не покладая рук, хотя и болела сильно. Матрена служила окружающим, делилась тем, что имела.
Меня восхищает ее открытость, бескорыстность, отзывчивость, радушность. Жизнь старой женщины не была беззаботной, она испытала немало горя - смерть детей, пропажу мужа, но не стала черствой и злой. По ней можно библейские притчи писать. Однако соседи и знакомые, руководствующиеся в жизни другими идеалами, вовсе не обращают внимания на то, что рядом с ними находится настоящая святая.
Изначально я предполагала, что за праведные дела Бог дарует Матрене долгую жизнь и легкую смерть, но вышло все иначе. Женщина погибла печально и нелепо. Эта героиня напоминает мне самоотверженного Данко, о котором поведала нам когда-то старуха Изергиль. Оба главных персонажа безропотно и искренне любили людей, делали им добро, но были не признаны толпой. Но что же поделать, таков наш бессмысленный и безжалостный мир, в котором страдают только хорошие люди. Основная же часть населения Земли являются простыми потребителями чужой щедрости и доброты. Но из-за своей ограниченности и мертвых душ они не замечают, что жили рядом с праведниками.
|