Многие читатели привыкли к тому, что в литературе XIX столетия всегда затрагиваются темы бесправных людей. Даже появился термин «маленький человек». Им мог быть как крестьянин, так и мелкий чиновник. Достаточно вспомнить «Шинель» Н.В. Гоголя.
В 20 веке, когда капитализм был побеждён раскулачиванием, тема «маленького человека» не затрагивалась. Опасно было писать, учитывая репрессии.
Однако в 1963 год, когда состоялась первая публикация рассказа, страна увидела бесправного человека. И им стала женщина Матрёна. Когда читаешь произведение, то создаётся впечатление о том, что рассказ пропитан самопожертвованием.
Действительно, Матрёна потеряла семью, но она не отчаивалась. Женщина находила в себе силы, чтобы заниматься огородом. И она старалась для чужих людей.
Матрёну часто звали вспахать огород, и она не отказывалась. Иногда её звали так, точно Матрёна и не могла отказать. Да, она соглашалась. Только вот делала это не потому, что её кто-то пугал, как начальство Акакия Акакиевича, а по доброй воле.
В чём же тогда Матрёна – «маленький человек»? Вопрос вызывает дискуссии. Однако можно сказать так: женщина не понимала, что её используют. Она считала, что это такая любовь.
Матрёна бескорыстно помогала всем, кто просил. Всё это наводит на мысль о том, что в полном смысле «маленькие люди» – это все те лица, которые рассчитывали на чужой труд. Человек, лишенный благодарных чувств и трудолюбия, часто пропадает в жизни.
Умерла Матрёна. Сначала о ней и не вспоминали. Но как только требовалось вскопать картошку, Матрёна возникала в памяти. Так кто же из них «маленькие люди»? Я думаю, что это окружение Матрены, которое в период тяжелого времени хотело облегчить себе труд. Иждивенческие принципы действуют, открывая новый взгляд на людей.
|