Лирические стихотворения У.Шекспира представляют очень большой интерес как для читателей, так и для критиков, исследующих по сонетам биографию поэта. Само издание лирических проб покрыто непроницаемой тайной. Впервые о них упоминает Мирес в 1598 году, но потом они не издавались одиннадцать лет и увидели свет только в 1609 г. Несмотря на большое количество статей, направленных на объяснение сонетов, они до сих пор скрывают в тайне и имя друга поэта, и имя увлекшей его женщины, которым эти сонеты были посвящены.
Для удобства изучения сонетов их разделяют на несколько групп. К самой обширной группе (от 1 до 126) относятся лирические стихи поэта, посвященные его высокопоставленному другу. Это наивысшая степень дружбы, ее апофеоз. В своих сонетах автор как бы рассказывает о своих отношениях с другом, о разлуке и взаимном охлаждении из-за того, что друг начал больше внимания обращать на песни других поэтов; жалуется на свою профессию, которую общество так презирает; дает понять, что друг, которого он так любил, отбил у него возлюбленную. Но поэт прощает другу все обиды и непостоянство и, как настоящий мудрый человек даже находит благо в своем самоотречении.
Во вторую группу (128-152) входят сонеты, посвященные отношениям поэта с некой лондонской дамой. Она особо не блещет красотой, довольно легкомысленна, не может внушить уважения к себе, но обладает всеми тайнами женского кокетства. Эта любовь настолько захватила Шекспира, что все доводы рассудка, все призывы к чести и достоинству разбивались о стену горячечного бреда. Легкомысленная и бездушная кокетливая женщина была вполне уверена в своем могущественном влиянии на поэта и потому недостойно играла с его чувствами, с его сердцем. Она то относилась к нему холодно, то молила о прощении, то мучила его своим кокетством с другим. Долго ли так продолжались их отношения - неизвестно, но из сонетов видно, что Шекспир уступил без боя кокетку своему сопернику и даже больше ревновал друга к ней, чем ее к нему.
Но наибольший интерес составляет третья группа стихотворений общего содержания, в которых поэт затрагивает вопросы человеческого существования, говорит о славе, о бренности всего земного и о бессмертии души. Эти сонеты не составляют какого-либо раздела, они разбросаны бессистемно между другими сонетами. Но их объединяет общая черта - размышление над жизнью, показывающее, что и в свои молодые годы Шекспир был склонен к пессимизму и разочарованию.
|