Не для кого не секрет, что было бы очень сложно отыскать более известную картину Ильи Репина, чем эта. Она была создана в 1885-м году. Тот трагизм, который в ней изображен, очень сложно передать словами. Изначально, картина должна была иметь название «Иван Грозный и его сын Иван».
Сюжетом для этой картины, служил реальный исторический факт. В ноябре 1581-го года, царь Иван Грозный убил своего сына, тем самым, прекратив правление династии Рюриковичей, которые правили с 9-го века.
Историки так и не могут, по сей день, сойтись во мнении, какова же была истинная причина убийства. Одни считают, что это провокация непокорных бояр, которых ненавидел царь, другие считают, что это спор об освобождении Пскова от поляков, а третьи, вообще, сошлись в том, что это была банальная бытовая ссора.
А вот, митрополит Петербургский, тогда отнесся очень отрицательно и враждебно к выходу подобной картины. По его мнению, никакого убийства царевича не было, дескать, он не смог отыскать ни одного подтверждающего исторического документа. По его версии, сын Ивана Грозного, умер от тяжелой и продолжительной болезни.
Тем не менее, существует огромное количество документов, которое свидетельствует о том, что в порыве гнева и ярости, Иван Грозный, с легкостью убивал своих подданных. Есть даже версия, откуда у него были такие частые вспышки гнева. Многие историки считают, что он пользовался мазями от болей в суставах, которые содержали ртуть. Всем известно, что пары ртути, способны вызвать у человека непреодолимую злость и ярость.
В центре самой картины – Царь Иван Грозный, и его умирающий сын Иван. Глаза Царя переполнены жутким страхом и паническим ужасом. Похоже, он еще толком не понимает, что сделал, но порыв гнева, постепенно, отходит на задний план, и к царю приходит прозрение.
По лицу царевича течет алая кровь, а царь, пытаясь исправить непоправимое, хочет заткнуть рану, и этим, как бы, оживить сына. Рядом лежит злополучный посох, которым и был нанесен этот смертельный и роковой удар.
Похоже, что царь начинает понимать свою ошибку. Ведь он сам желал того, чтобы на престол царствования, взошел именно, Иван, а не Федор. Но этому не суждено было сбыться.
Две фигуры на картине, сопоставлены таким образом, что умирающий сын выглядит живее, чем его живой отец. У умирающего царевича, еще не успел пропасть «живой цвет» лица, а вот у живого царя, лицо желтое, как у покойника. Мы уже можем увидеть не грозного царя, а обезумевшего старика, который совершил самое страшное, что можно совершить в жизни – убить собственного ребенка. Он прекрасно осознает, что он – тиран, убийца, чудовище. Ему нет, и не может быть прощения на этой земле.
Всю эту ужасную атмосферу довершают темно-красные тона картины. У зрителя создается такое ощущение, что все залито кровью.
И еще одна деталь. Кроме опрокинутого кресла, посоха, и другого, можно увидеть на стене раму. Репин, как бы, оставляет загадку зрителю: что это может быть? Многие искусствоведы и историки сошлись во мнении о том, что это не пустая рама, а зеркало. А пустое потому, что с незапамятных времен, в зеркале не отражается смерть и нечистая сила. А оба эти субъекта, несомненно, присутствуют в сюжете картины.
|