Эта картина великого русского художника и по сей день вызывает разные чувства и противоречивые мнения. Одно из главных – это то, что это возвращение революционера к своим родным, после дальней и продолжительной ссылки. Основная цель картины, как считают многие критики, это передать те чувства и те эмоции, которые возникли в паузе, когда родные увидели своего героя, который вернулся целым и невредимым. Можно даже, предположить, что они уже успели заочно с ним попрощаться, так как не ожидали, что он вернется.
Домочадцы, можно сказать, несколько шокированы таким появлением. Автор, именно, хотел показать и выразить в своем полотне, не сам момент появления, а момент неожиданности. Та короткая пауза, которая возникла перед персонажами картины – яркое, тому, подтверждение. Не лишним будет предположить, что где-то, в глубине души, все члены семьи надеялись на возвращение, но никак не ожидали, что оно произойдет так внезапно. Не даром, существует русская поговорка: «Как гром среди ясного неба». В данном случае, это очень приятный и положительный контекст этой поговорки.
Нет никакого сомнения, что все члены семьи, безмерно любили своего героя, и не хотели верить в его гибель в ссылке. Кто знает, возможно, необъяснимая сила веры и любви, спасла его от неминуемой гибели.
Нет никакого сомнения, что же будут делать дальше все персонажи полотна, но Репин решил выразить все эмоции на лицах.
Всмотримся внимательнее в лицо главного героя. Оно уставшее, изможденное, сразу видно, что человек преодолел огромный путь, возможно, несколько тысяч километров. Можно даже предположить, что на его лице отражаются все те муки и страдания, которые ему пришлось перенести, чтобы остаться в живых. В те, тяжелые и непредсказуемые времена, далеко не каждому, такое удавалось. Не даром, его можно считать героем! Он с честью выдержал все испытания. Тем не менее, его взгляд не вкушает победу, а наоборот, некоторую грусть, раскаянность, чистое и глубокое покаяние и глубочайшую просьбу о прощении. И, похоже, родные , без особого труда смогли прочитать все то, что «написано» на его лице.
Пожилая женщина, которая поднимается с кресла, буквально, находиться в шоке. Она, еще не понимая, что произошло, и, боясь упасть в обморок от неожиданности, хочет придержаться за спинку кресла. По чертам ее лица видно, что она пристально всматривается, и узнает в изрядно повзрослевшем и изможденном человеке, своего родного сына, которого она, и не только, уже успела мысленно похоронить. Тем не менее, в глубинках ее души, тлел маленький лучик надежды, что он еще жив. И, материнское сердце не обмануло: он вернулся! Веру в его возвращение, не сломала даже преждевременная старость, которая изрядно «посеребрила» ее волосы и осунула фигуру.
Остальные персонажи, вероятнее всего, семья вернувшегося, рады и шокированы не меньше. Они не скрывают своего восторга и удивления, и безмерно рады вернувшейся «пропаже». В первую очередь, это видно по маленькому сынишке, который, через миг, готов броситься отцу на шею. А вот на лице девочки, передан некий страх и огромная радость, вместе.
Сама же супруга вернувшегося, передает на своем лице массу эмоций. Это и испуг, и неожиданность, и глубокая боль утраты с «перспективой» вдовы, и безмерная радость и счастье, что все горести и страдания остались позади.
Основной смысл картины заключается в том, что идет противопоставление между вернувшимся беглецом и его семьей. Это подтверждает то, что он стоит отдельно, один, а его семья справа, и вся вместе. Тона его одежды, более темные, а семья одета, чуть более ярко.
|