Тема Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов рассмотрена под различными углами и разными авторами.
Это и героизм женщин, отважный труд тыловиков, бесперебойное производство военной техники и, конечно же, подвиги мужчин на фронте.
Мне хотелось бы рассмотреть эту проблему через призму нравственности. Можно ли этот критерий использовать к тем, кто воевал на передовой, к тем, кто защищал рубежи нашей Родины?
Для анализа буду использовать произведение белорусского писателя Василя Быкова "Зенитчица".
Главные герои этого произведения — командир батальона Колесник и его любимая девушка Катюша.
По иронии злой судьбы комбат со своими бойцами попал в окружение фашистов. Весь его батальон был убит, выжили только они вдвоем. Но... на них ни царапин, ни ранений, видимо, Вселенная сберегла.
Однако, для Колесника это уже третье окружение, из которого он выйдет. После первых двух раз его ожидал строгий разбор произошедшего, а также тщательное расследование обстоятельств: а не завербовали ли его немцы?
И вот "...последний рывок, и они среди своих. Но что после?", — проносится в голове комбата.
Он помнил как его хотели отдать под трибунал после выхода из второго окружения, когда только он спасся.
Но в этот раз вместе с ним его близкая подруга Екатерина, "только ему с этой милой наивной Башмаковой и повезло... Только ее он и вывел."
И вновь на них ни царапинки. Тогда он принимает решение, чтобы его любимая выстрелила в него из автомата, просит, чтобы она попала ему в руку.
Но девушка почему-то принимает его за предателя и, когда мужчина просит выстрелить, она без дрожи в руках стреляет. Но автоматная очередь направлена ею в грудь отца его будущего сына...
Катя-Зенитчица убила возлюбленного, и "...больше не интересовалась тем, кого пристрелила".
Вот так Василь Быков затронул нравственность: честь, совесть, достоинство, героизм, верность своему долгу.
И писатель считает, что только нравственно совершенные люди сделают верный выбор между героической смертью и жизнью труса и предателя.
|