Полотно "Подвиг молодого киевлянина" Иванов написал в 1810 году. Тему своего произведения автор взял из летописей, которые гласили о героическом поступке юноши предотвратившего гибель киевлян при набеге печенегов. Картина является пропагандой героизма русских людей при защите родной земли и рассказывает будущим поколениям об этом знаменательном событии.
В центральной части произведения великого художника мы видим молодого парня. Его нагота олицетворяет собой беззащитность перед сильным врагом. На нем есть только красный шарф. Он накинут на одно плечо и является символом крови, которую пролили воины для защиты своего отечества. В одной руке юноша придерживает узду, ведь из летописей известно, что он находится в поисках своей лошади. С ее помощью у него есть возможность пробраться к реке и оповестить людей о нападении завоевателей. На земле лежит поверженный печенег. Выражение его лица искривлено муками боли, что подчеркивается темными тонами изображения. Весь вид врага противоречит светлому и яркому образу героя картины. Помимо этого пораженный враг одет в непривычное одеяние, его прическа и борода имеют растрепанный вид и покрыты грязью. Молодой человек напротив, чист и имеет здоровую кожу. Это подчеркивает его невинность и красоту. Он стоит за правое дело, поэтому ему не страшны никакие враги. Соотечественники обязательно помогут ему.
Печенег крепко сжимает в руке не успевшую улететь в сторону киевлянина стрелу. С правой стороны можно заметить еще одного врага. Он приготавливается поразить юношу еще одной стрелой. Задний план картины содержит руины древнего Киева. Там прячутся еще живые его жители. В пыли еле просматриваются другие участники сражения за свободу. Многие из них находятся верхом на конях. Сам герой представлен зрителю в момент сильного порыва. Его мускулатура напряжена, часть тела отведена в другую сторону. Юноша хочет быстрее сесть на свою лошадь и спастись от преследователей. За спиной молодого киевлянина можно разглядеть другого коня. Он черного цвета и напоминает злого демона, который готов растоптать непокорного юношу.
Лично мне это творение Иванова сильно понравилось. Художник очень достоверно изобразил людей, их муки и устремления. Тщательно выписан каждый мускул и выражение лица героя картины. Такая точная детализация стала основным требованием Иванова к своему творению.
|