Над поэмой «Реквием» Анна Андреевна работала с 1934 по 1940 годы, позже еще работала над ней в 1957-1961 годах. Саму поэму поэт передала в редакцию «Новый мир», где ее так и не опубликовали. Однако она была напечатана за рубежом, но Анну Андреевну не оповестили об этом, такое решение было принято в Мюнхене. Сама поэма повествует о биографических случаях происшедших в жизни Ахматовой и Гумилева, а также все несчастья связанные с арестом мужа, сына, а также третьего мужа Н.Н.Пунина, который трудился в Российской Академии художеств.
Однако реакция на поэму была довольно однообразной, поскольку сама поэма выходила за рамки автобиографии писательницы. Большинство читателей считали, что все слова в поэме «Реквием» были народными, поэтому ее было легко читать.
Поэма является доказательством наивысшей степени единства. Образ героини, мотивная структура, проблематика, эпиграф, предисловия создают единый образ современности.
Само произведение делится на две части: одна – посвящена судьбе поэтессы, вторая – общенародная черта, которая не противоречит друг другу, а включается в единое смысловое поле, так что героиня является выразителем общенародной скорби. Немота поэтессы передает все ее переживания и сочувствия народу, который был, подвергнут несправедливым гонениям и репрессиям во времена второй мировой войны и после нее.
Поэма обладает несколькими уровнями обобщения: судьба автора, родные которого были заключены под стражу и подверглись репрессивным действиям, со стороны той власти, которая была в послереволюционное время и судьба русского народа в разные периоды трагической российской истории. К таким трагическим событиям для примера можно отнести восстание декабристов в первой половине девятнадцатого века, судьба казачества, отмена крепостного права и другие события. Также в поэме имеется рассказ о судьбах людей, которые не только подверглись гонениям со стороны государства, но и их родных и близких, которые переживали за них в этот момент. Мысль гуманизма автора заключается в господстве равновеликости судеб людей и всего народа в едином смысле.
|