Торжественность стихов Тютчева, их величавая музыкальность обнаруживают свои истоки в литературе 18 века, когда слагались оды Державина и Сумарокова, закладывались основы последующего развития их традиций в могучей эпохе поэзии Пушкина, а также его талантливых современников и последователей. С детства изучавший произведения античных авторов и награжденный за оду, написанную в подражание Горацию, званием члена Общества российской словесности, Тютчев считается в поэзии 19 века последним представителем золотого века классицизма.
В своей первой подборке стихотворений, написанных во время учебы в Германии и напечатанных в 30-е годы в журнале "Современник", поэт заявил о себе, как о самобытном и тонком художнике с хорошим вкусом и образованием, умеющем в описании природы передать символические философские образы.
"...Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего -
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полный славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен..."
В стихотворении "Лебедь" Тютчев передает свое понимание явления жизни, как некоей точки, быстротечного мгновения бытия между двумя безднами - до рождения и после смерти. Обращение к понятию бездны будет еще не раз встречаться в его поэзии и иногда он будет сопоставлять ее с хаосом, непостижимым для человека, но неизбежным после окончания жизненного пути каждого.
Любовная лирика полна у Тютчева одухотворенностью, восхищением красотой природы и человека, как части великого целого, в котором можно найти созвучие любому движению души. В стихотворении "Я помню время золотое", написанном уже в зрелом возрасте, как воспоминание об утраченной юношеской влюбленности, поэт создает картину, пользуясь яркой палитрой образов природы и окружающего ландшафта.
"...День вечерел, мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит..."
Здесь есть все - и вечер жизни, наступающий с годами, и река времени, протекающая под холмом, и руины замка, как напоминание о том чувстве, что было разрушено когда-то и осталось лишь в прошедшей молодости, том "золотом времени", когда можно было беззаботно глядеть вдаль и даже солнце медлило идти к закату, чтобы продлить счастливый день.
К концу творческого пути стихи Тютчева отличаются противопоставлениями, приобретают все больший драматизм контрастов. Человеческая жизнь трагична, потому что конечна, а многое остается непонятым и невысказанным. Поэт все больше находит утешение в вечной гармонии природы, в ее постоянном возрождении и жизнеутверждении, божественном неведении о бренности земного пути.
"...Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас..."
|