Творчество Фёдора Михайловича отражает эпоху. Особенно ярко проявляется изображение Санкт-Петербурга. Достоевский в какой-то мере продолжает идеи, заложенные Н.В. Гоголем (изнанка города), но демонстрирует всё ещё более обострённо.
Когда читаешь «Преступление и наказание», то становится страшно: город буквально поглощает героев, не даёт им покоя. Бледно-жёлтые дома создают унылый фон, усиливающий болезненные состояния человека.
Достаточно вспомнить Родиона Раскольникова. Вокруг него старые обветшалые дома. Герой ощущает родство с этими зданиями, хотя значительно моложе строений. Морально раскольников старше своих лет, т.к. жизнь в нищете старит.
У Достоевского болезнь проявляется в атмосфере. Жёлтая вода и пожелтевший стакан – так описывает автор состояние болезни Родиона Раскольникова. Тем более, В представлении Достоевского жёлтый цвет – это символ болезни и нищеты.
Можно вспомнить людей. Все обедневшие и нищие в романе носят одежду, имеющую желтоватый цвет. Или старость так сделала, или изначально вещи были такого цвета. Нищета порой проявляется в материальном плане, но и оказывает негативное влияние на состояние человека, убивает всё хорошее в его душе.
Достоевский подчёркивает наличие жёлтых обоев в комнатах отдельных персонажей. Это решение нагнетает обстановку, подчёркивая, так сказать, однотипную нищету. Как же быть душевно здоровым, когда вокруг обстановку формирует нищету духа и кошелька? Достоевский всегда остаётся символистом, хотя все его произведения отображают реальную действительность.
|