Иван Константинович Айвазовский – выдающийся русский художник с армянскими корнями по линии отца. Родился в Феодосии, Таврийской Губернии Русской Империи, 17 (29) июля 1817 года. Создавая свои шедевры, он отдавал предпочтение морской тематике, часто объединяя ее с баталиями. Кроме этого писал портреты, раскрывал религиозные и мифологические сюжеты, занимался графикой. Айвазовский был всесторонне развитой личностью. Он коллекционировал народные мелодии, был меценатом, удостоился звания академика и почетного члена Императорской Академии Искусств. Многие другие художники восхищались его талантом и называли его звездой искусства.
Отец Айвазовского был мелким торговцем. Семья жила бедно и мальчику пришлось начать работать с десятилетнего возраста. С раннего детства любимым занятием у Ивана было рисование. Однажды губернатор Феодосии Александр Иванович Казначеев увидел его замечательные рисунки и помог ему поступить в Петербургскую академию художеств. Первым учителем Айвазовского был Максим Никифорович Воробьев, который помог талантливому ученику остановить свой выбор на морской тематике.
«Ялта. Горы ночью» - это одна из его ночных марин, созданная маслом. С названия можно сразу догадаться, что на холсте изображен крайний южный берег Крыма. Именно в этой местности имеются потрясающей красоты морские берега и горы. В центре и чуть справа на картине художник изобразил два судна средней величины, которые словно дремлют в ночной тишине. Между ними, рассыпаясь серебром по воде, проходит лунная дорожка. В небе заметно полнолуние. Луна ярко светит, чуть прикрывшись полупрозрачными облаками. Море спокойное и только несколько небольших пенных волн накатываются на берег. Ближе к левому краю холста расположены горы и всем известный Аю-Даг. Их освещают лучи лунного света, которые создают атмосферу особой таинственности. Линия горизонта не четкая и расплывается в ночной дымке. Песочный пляж также освещается луной. Вдоль берега прогуливаются люди. Они любуются ночным морем, вдыхая неповторимый аромат морского бриза, а спокойные волны приближаются все ближе и ближе к их ногам. Картина выполнена весьма сдержанно. Айвазовский использовал монохромную цветовую гамму и колористическое единство, поэтому холсту присущая природная естественность.
|