Ломоносов создал новую для русского литературного языка XVIII века теорию «трех штилей». По данной теории все слова русского литературного языка делились на три «штиля» стиля, которые можно было использовать в различных жанрах.
Высокий стиль использовался в основном, как церковнославянский язык и на нем можно было писать произведения, посвященные высокопоставленным лицам. В этом стиле находились и слова из древнерусских книжек, а также использовались общеупотребительные слова. В высоком штиле писались оды, героические поэмы, хвалебные ораторские речи.
Средний стиль использовался для написания трагедий, дружественных стихотворных стихотворений и посланий, также писались сатиры и элегии, повествовательные рассказы, научные статьи и проза. Для данного стиля использовались общие слова, как для церковнославянской письменности, так и для русского.
На низком стиле писались различного рода комедии, байки, басни, эпиграммы. Данный стиль являлся более разговорным и на нем могли писать обычные граждане, а не прославленные писатели того времени. В этом стиле церковнославянизмы уже не использовались, можно было использовать просторечные слова и выражения, которыми выражался простой народ.
Ломоносов известен не только своими научными открытиями в русском языке, физике, математики, но он является также и литературным писателем. Одним из первых Ломоносов стал писать хвалебные оды высшему руководству страны. В частности он посвятил Оду на день восшествия на трон Екатерины II, которую посчитал продолжателем дела великого царя Петра I. В ней он подсказывает, чем должна заняться в первую очередь Екатерина II, в основном это огромное количество муз для создания новых образов в музыке, литературе, искусстве и живописи.
Также он написал стихотворение в 1756-1761 годах, посвященное «Разговору с Анакреоном». Данное произведение построено в виде диалогического цикла переводов из од Анакреона и ответов на них Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Данное произведение продолжает тему гражданской лирики.
|