В XVIII веке после различного рода революционных восстаний в ближнем и дальнем зарубежье, появляются различные течения, особенно в Европе. Позже русские писатели, увидев обстановку воочию посещая Европу стали также внедрять такое направление, как классицизм, позже внедрили и сентиментализм. Данные направления являлись следствием дворцовых переворотов во Франции и революции в других Европейских странах. Таким образом, они и положительно, и отрицательно повлияли на развитие литературы в России. Так как с одной стороны писатели стали поднимать общественно значимые тематики, что очень понравилось крепостному народу. Но с другой стороны они стали отрицательно писать о действовавшей в то время власти, ее различных указах и выходках в свете.
Тематика и проблематика комедии отражают основные проблемы 70-80 – х годов XVIII века: истинное просвещение, бесчинствующее крепостное право, общие моральные и общественно-политические вопросы. Просвещение и законность, высмеянные в комедии, торжествуют не без влияния государства. И хотя пороки наказаны в соответствии с жанровой природой классицистической комедии, Фонвизин сумел, не нарушая жестких законов классицизма, добиться глубокой правдивости и реалистичности в характерах отрицательных персонажей. Внутрисемейные отношения, усложняя конфликт комедии, привносят в нее элементы, усложняя конфликт комедии, привносят в нее элементы бытовой драмы. Кроме того, речь отрицательных героев, уподобленная живому русскому языку того времени, несколько грубовата даже для современного читателя.
Художественный поиск Державина и Фонвизина пока еще в рамках классицизма намечает новые пути дальнейшего развития русской литературы, однако параллельно, подобно Европе, в России к концу XVIII века возникает новое течение –сентиментализм, просуществовавшее совсем недолго в творчестве нескольких крупных авторов того времени. Сентиментализм был вызван назревавшим протестом против строгих норм классицизма с его верой во всесильный разум и пренебрежением к чувству.
|