Картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре" написана им в 1880 году. Это полотно имеет малые размеры, но сразу обращает на себя внимание зрителя. Интересно то, что автор произведения не рассчитывал на популярность своего творения и боялся его выставлять на публику. Для начала он стал приглашать в мастерскую только именитых друзей. Там побывали Крымской, Тургенев, Полонский и даже Менделеев. Они в один голос заявляли, что картина хороша и может стать шедевром современного искусства. Лишь после этого именитый художник стал выставлять свое полотно на всеобщее обозрение. Зрители по достоинству оценили пейзаж и толпами ходили к нему.
В первую очередь картина "Лунная ночь на Днепре" поражает зрителя игрой света и необычными красками. Мы видим часть великой реки, которая несет свои воды в необозримую даль. Днепр покрыт мраком ночи и лишь только луна смогла высветить его берега. Горизонт на полотне опущен очень низко, что предоставило художнику возможность особо впечатляюще прорисовать небо. Река, небо и узкая полоска лунного света создают мистическое настроение. При этом подчеркивается мощь и сила величавого Днепра. Луна приоткрыла нам лишь часть реалистического пространства, что позволило разглядеть некоторые предметы. Но и они имеют призрачные формы и теряются в темноте. Благодаря такому приему воображение само дорисовывает фрагменты пейзажа, и при каждом новом просмотре они отличаются друг от друга. Это еще сильнее будоражит сознание, подстегивает его для фантазий и придает полотну завораживающие черты.
Следует подчеркнуть, что большинство зрителей при просмотре картины Куинджи "Лунная ночь на Днепре" возвращаются к ней снова и не могут налюбоваться прекрасной силой дикой природы. Их манит неизвестность и любовь к родному краю. Ведь художнику на самом деле удалось передать нам волшебство и прелесть украинской ночи. Еще до начала всеобщей демонстрации пейзаж очень понравился Великому князю Константин Константиновичу. Впоследствии он приобрел это полотно у именитого художника и оно стало его собственностью. Достоверно известно, что князь не мог расстаться с этим произведением искусства даже во время путешествий. Поэтому полотно очень скоро истерлось, стало невзрачным и со временем потеряло свой первоначальный вид. Особенно пагубно на нем сказались морские круизы. Но пейзаж и сегодня является примером мистичности и привлекательности.
|