В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму. Таким образом, основными идеалами этой эпохи являлись: безоговорочная вера в прогресс и в возможность познания мира посредством разума.
В главе "Слово о Ломоносове" автор говорит о нем, как о разностороннем человеке: "Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностью; физика преподала ему гадательные истины; химия ввела в жертвенник природы; металлургия и минералогия привлекли на себя его внимание." Но все эти науки Ломоносов уже познал. Однако на этом не остановился, как говорит автор: "И деятельно хотел Ломоносов познать правила, в оных науках руководствующие"
Затем Радищев перечисляет все заслуги Ломоносова в русском языке: "Ломоносов составил свою грамматику, определил нераздельные части слова, наконец, он говорил о сложении знаменательных частей слова, что производят речи."
Так же автор говорит, что Ломоносову удалось познать науки с трудом и упорством, с упорным прилежанием. Так как родители не могли дать ему достойное воспитание и образование, он приобрел его сам.
Таким образом, в "Слове о Ломоносове" отражаются такие идеалы эпохи Просвещения, как познания мира посредством разума и стремления к прогрессу.
|