Полотно В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», является одним из известнейших его шедевров, которое написано в стиле исторической живописи. Россия в тот период переживала огромные исторические реформы, которые хотел воплотить в жизнь царь Петр 1-й.
Немного исторических фактов, которые подтолкнули автора к написанию этой картины.
У Петра была старшая сестра по отцу, царевна Софья, которая и правила Россией, до прихода великого реформатора. Надо отметить, что она была очень жестоким человеком, и, чтобы оставаться при власти, решилась на очень жестокий шаг. Она отправляет будущего царя в Преображенские, но перед этим, будущий царь переживает очень тяжелую психологическую травму. Стрельцы очень жестоко расправляются с его родственниками и близкими, на его же глазах. Можно только представить, как тяжело было видеть девятилетнему ребенку, как на его глазах слетали головы его близких людей, а других сажали на кол, и те умирали в страшных муках. Но мальчик не потерял силы духа, а только еще больше окреп, видя эти смерти и страдания. Он никогда этого не забудет стрельцам.
Когда в 1697-м году, Петр Первый находился в Европе, его постигло новое неприятное известие. Стрельцы подняли еще один бунт и широкомасштабное восстание. Их требования были очень простыми. Они были не довольны своим жалованием, которое не получали некоторое время, никому из них не нравились реформы. А самое главное, они хотели возврата Софьи на трон, что было уже невозможно.
Если разобраться, то на картине изображена не сама казнь, а только подготовка к ней. Этим, художник хочет выразить то, что он не хочет показать зрителю картину самой жестокой расправы над стрельцами, а хочет показать зрителю внутренние переживания самих людей.
Еще только утро, и стоит густой туман. В центре самой картины, мы можем видеть стрельцов и их близких. Стрельцы прекрасно понимают, что это последнее утро в их жизни. Так же это понимают и их родные.
Богато одетая женщина плачет и заламывает руки от горя, а маленький мальчик, лет 4-х-5-и, уткнулся ей в одежду. Вероятнее всего, он переживает огромный страх.
Пожилая женщина просто лежит на земле в отчаянии, а рядом с ней маленькая девочка в красном платке, которая что-то кричит.
Неоднозначны и изображения стрельцов. Все они в белых рубахах и со свечами. Вероятнее всего, должен прийти священник для исповеди.
Один из стрельцов в полном отчаянии, он хорошо понимает, что скоро наступит смерть. Седой стрелец, похоже, находится в шоке, и не понимает весь ужас происходящего. А стрелец с длинной темной бородой, наоборот, собрался с чувствами, и хочет встретить смерть достойно, как и подобает солдату. А вот, рыжеволосый стрелец смотрит в сторону царя с грандиозной ненавистью.
Сам же царь, который находится немного в стороне, так же, испытывает сильнейшее нервное напряжение. Возможно, ему и жалко казнить стрельцов, но эти действия неизбежны. Он осознает свою силу и могущество, но еще больше его волнует будущее его державы.
Главное сопоставление этой картины – царь Петр и стрельцы, точнее, новая и старая Россия. Царь прекрасно понимает: чтобы построить новую Россию, необходимо искоренить старую. И, как показала история, ему это успешно удалась, хотя, с большим трудом.
|