В своих рассказах Джек Лондон постоянно доказывал, что в жизни все решает не желание разбогатеть, не слабость или корысть, а именно духовное начало человека, его воля и взгляд на ситуацию с нравственной точки зрения. Своих героев он помещает в такие драматические обстоятельства, когда отходит в сторону все неискреннее и с непримиримой откровенностью обнаруживается его сущность. Он сосредотачивает внимание лишь на том, чтобы показать человека в тот момент, когда его силы напряжены до предела, когда от его решения зависит не только его жизнь, но и жизнь других персонажей. Наиболее ясно мы видим это в рассказах о Севере.
В "Белом безмолвии" автор описывает, как Север переделывает людей, сводит их лицом к лицу с такими житейскими реалиями, о которых человек раньше и не задумывался. Голод и холод, опасности заставляют его понять, что значили для него дом, семья, спокойная жизнь. Он как бы вновь рождается, открывая для себя первоисточник жизни и меняется сам.
На Клондайке люди от жестокости, недоверия к другим, индивидуализма переходят к новой жизни, к единству, к братству; они переступают через эгоизм и цинизм. Для них главным было не обогащение. Одни ехали туда в поисках романтических приключений. Для других главным было приобретение здесь искренности и верности в отношениях. Но были и такие, кого гнала на Север золотая лихорадка, разжигающая нездоровые инстинкты в сознании жителей северной страны.
В одном из рассказов - "В далеком краю" - Джек Лондон описывает ситуацию, когда далеко от обжитых мест в одной хижине вынуждены перезимовать два человека: бывший конторский клерк и рафинированный эстет, люди абсолютно разные по духу, по взглядам на жизнь. Но есть одна черта, которая объединяет их: они не созданы для жизни на Севере. Слишком глубоко засели в них корысть и себялюбие. Их отношения строятся на конкурентной борьбе, но только не за золото, а за выживание. И все ж, не поделив чашку сахара, они оба погибают. В этом рассказе Лондон показывает, как перед законами естественной гармонии ничтожной суетой оказываются споры не только из-за чашки сахара, но и вся погоня за богатством.
Сказания о Севере были бы не полными, если бы не рассказ об индейцах. Лондон не идеализировал индейцев. Он понимал, что есть законы человеческого бытия, которые воспитывают в человеке стойкость и чувство справедливости. И он знал, что для тех людей, которые уже приобщились к современной жизни, обратного пути нет. Так героиня "Северной Одиссеи" предпочла умереть, но не возвращаться в дымный вигвам.
Так снова и снова на страницах рассказов мы видим мир, полный контрастов, в котором нет оправдания безразличию, малодушию, нравственной апатии.
|