Наверное, не существует ни одного человека, или школьника советских времен, который бы не знал об этой картине. Она была, без преувеличения, одним из шедевров живописи советских времен. Каждый человек, всматриваясь в эту картину, представлял себя, и вспоминал свои школьные годы, анализируя все, что с ним происходило. Конечно же, были очень успешные и радостные моменты, но, случались и промахи, и ребенку, получивши плохую оценку, нужно было идти домой, думая по дороге, как объяснить свое поведение и свой пробел в знаниях.
Немного истории, чтобы понять весь смысл и глубину отображенного на полотне. Картина была написана автором в далеком 1952-м году. Это было очень тяжелое и сложное послевоенное время. После окончания Великой Отечественной, прошло всего 7 лет. До полного восстановления от взрывов и бомбежек, еще очень далеко.
Если представить себе хронологию событий, то войну не застал только маленький братик двоечника. А сам двоечник, во время войны, был еще совсем ребенком, но уже успел увидеть и испытать все горести и тяжести того времени. Эти воспоминания, к сожалению, останутся в его памяти, на всю жизнь. Младшая сестра, которая с большой укоризной смотрит на брата, скорее всего, родилась еще до войны. На ее плечи так же, легла тяжелая ноша.
Тем не менее, эту семью можно считать счастливой, ей очень повезло – отец вернулся с фронта и в семье появился третий ребенок. Сама обстановка в комнате, очень строгая и культурная, можно сказать, богатая по тем временам.
Если пристальней присмотреться, то можно себе представить, что мать огорчена не менее сына, за его неудачу. Возможно, она совсем недавно разговаривала со своей дочерью-отличницей и младшим сыночком, и тут, вдруг, из школы пришел средний сын с таким «удручающим подарком». Возможно, что мать корит сама себя, где она допустила ошибку в воспитании, и где не досмотрела, что сын не выучил урок и получил отрицательную оценку.
Теперь о главном герое картины. Он вернулся из школы, и стоит посреди комнаты с виноватым видом. Из портфеля, который перевязан бечевкой, выглядывают коньки. А это говорит только о том, что парень разленился, и решил не учить уроки, а провел весь прошлый день на катке. Естественно, результат не заставил себя долго ждать, так как знания во сне и во время катания не приходят, и на уроке он получил «пару». Больше всего, конечно, гневный взгляд исходит от старшей сестры. Она стоит с учебником и думает, что плохие отметки – это не ее стихия. И только одно существо в этой ситуации испытывает радость это собака. Пес искренне рад возвращению хозяина, и не понимает, почему никто не разделяет этой радости вместе с ним. Он стоит на задних лапках, и пытается лизнуть в нос хозяина.
Где-то, похожая ситуация и с маленьким братиком. Похоже, он даже не понимает, что произошло. Он смотрит на всех и думает, что же будет дальше?
Но не нужно так уже укорять маленького неудачника. Похоже, он понял свою вину и ошибку. Ему надо было уделить больше времени на подготовку к урокам, а не на катание на коньках. От ошибок, ведь, никто не застрахован. Главное, допустив ошибку, тщательно ее проанализировать, сделать соответствующие выводы, чтобы больше эту ошибку никогда не допускать.
|