Понедельник
20.05.2024
02:31
Авторы
Наш опрос
Как поют поздравительную песню на вашем Дне Рождения?

Всего ответов: 1619
Новые сочинения
М. Горький. «На дне» – драма нашей жизни

Поиски правды в советской литературе – по...

Ужасы репрессий на примере произведения «...

Революция и Гражданская война 1917 года п...

Князь Мышкин, как главное дйствующее лицо...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьные сочинения
Главная » Сочинения » 4-й класс

Сочинение по повести В. Катаева «Сын полка»


Самый внимательный читатель

 Я люблю читать книги о войне. Мне нравятся в них смелые, отважные герои. Они настоящие солдаты, защитники Родины, не боятся врагов, идут навстречу любым опасностям и преодолевают их.

 Но с сегодняшнего дня тема войны стала для меня значительно шире. Теперь я воспринимаю её по-другому. И такие перемены произошли не случайно. Именно сегодня от нашего класса я был участником-знатоком конференции по книге Валентина Катаева «Сын полка».

 Вся параллель четвертых классов собралась в актовом зале. А я вместе с другими игроками занял свое место на сцене. Не особенно волновался, потому что книгу внимательно прочел, хорошо знал содержание, всех героев, познакомился с биографией автора, в общем, к конференции был готов.

 Но уже с самого начала, когда зазвучала песня «Журавли», а на экране мелькали кадры военных лет, мне стало тревожно. Ведь война – это безмерное людское горе, страдания и боль всего народа. Очень впечатлили цифры военной статистики о том, что Великая Отечественная война длилась четыре года, а это тысяча четыреста восемнадцать дней или тридцать четыре тысячи часов. Целая вечность, в которой навсегда остались двадцать семь миллионов погибших наших солдат и мирных граждан. Но из числа этих погибших тринадцать миллионов дети. Они также, как и мы, ходили в школу, любили играть в футбол, кататься на велосипедах.

 Но в грозный час дети перестали быть детьми. Их детство оборвала война. На свои хрупкие плечи мальчишки и девчонки страшных сороковых годов приняли всю тяжесть испытаний и горя военных лет. Наверное, поэтому у многих подвигов войны детские лица. А если по всем погибшим на войне детям объявить минуту молчания, то страна будет молчать более 20 лет.

 От этой информации в зале стояла тишина, даже самые шумные и балованные мальчишки молчали. Такое начало настраивало на серьезную работу. И я очень хотел выполнить её как можно лучше.

 Первым заданием читательской конференции для участников стал блиц-опрос, в котором каждый получил по два вопроса и без подготовки и обдумывания должен был незамедлительно дать на них ответ. Все происходило очень быстро, наши ответы сверялись с содержанием книги, зачитывались ведущим с экрана. Я рассказывал о том, почему герой повести Ваня Солнцев остался один, как оказался рядом с фронтом. Когда говорил, комок к горлу подступал. Сколько довелось пережить этому мальчику! Гибель отца на фронте, убийство матери немцами, смерть младшей сестренки от голода и полное одиночество. Фашистские жандармы приняли участие в его судьбе – отправили его в какой-то изолятор, где он заболел и чесоткой, и паршой, и сыпным тифом. Только побег мог спасти от верной гибели. Но бежать было некуда: деревню немцы сожгли. Поэтому больше двух лет Ваня Солнцев скитался по дорогам войны, прятался в лесах и мечтал попасть к своим солдатам.

 Блиц-опрос позволил всем присутствующим на конференции еще раз вспомнить содержание повести. Увидеть и прочувствовать гибель семьи капитана Енакиева от бомбежки немецких штурмовиков, побег Вани от ефрейтора Биденко, его обиду на разведчиков из-за того, что «не приглянулся» им. Особенно остро он чувствовал её после встречи с сыном полка ефрейтором Вознесенским.

 Я внимательно слушал моих соперников и старался дополнять их ответы, за что получил максимальные пять баллов от жюри. Когда говорил о любви разведчиков и капитана Енакиева к Ване, зал аплодировал. Думаю, потому, что мне удалось точно передать отношение бойцов к нему как к младшему брату, который своим появлением отвлек их от тяжелых военных будней. А у капитана Ваня вызывал более глубокие чувства, возможно, любовь. Ведь у Енакиева погиб сын, и Ваня напоминал ему его.

 Незабываемым эпизодом конференции стало знакомство с историей создания фильма «Сын полка», снятого в тысяча девятьсот сорок шестом году, и просмотр отдельных отрывков. Каждый отрывок мы комментировали, называли героев, рассказывали, что будет дальше. Без слез нельзя было смотреть на то, как мужественно держится Ваня на допросе, переносит побои, но ничего не говорит немцам. Они точно знали, что мальчик связан с разведчиками, ведь его язык был синий от карандаша, а в букваре нарисован план местности, ориентиры и цели. Он хотел помочь разведчикам, не просто выполнить задание, просмотрев местность, но добыть больше информации. А это было очень опасно. И если бы наши солдаты не подоспели вовремя, немцы убили бы Ваню.

 Мне было грустно и обидно за него. Ведь ничем ни я, ни другие ребята, мы не могли помочь ему. И учитель, чувствуя наши переживания, следующим заданием хотел отвлечь нас от печальных мыслей. Оно называлось «Лови ошибку!» и было направлено на то, чтобы запутать всех ребят в зале. В текстах были специально перепутаны имена героев, нарушена последовательность, добавлены новые факты. Игроки советовались со своими классами, прежде чем дать ответ. Вместе мы сумели поймать ошибку и исправить её: Ваня Солнцев – сын полка, благодаря капитану Енакиеву стал не радистом, а смелым разведчиком. И это был правильный ответ!

 Потом были два кроссворда о персонажах повести. Подсказки не принимались! Времени на ответ — десять секунд. Я отвечал вторым. И, по первым словам, описания персонажа понял, что «маленький стройный солдатик с нежной, как у девочки, шеей, уже натёртой грубым воротником шинели» - это и есть в прошлом простоволосый босой пастушок Ваня Солнцев. Он очень изменился, став сыном полка. И эти перемены хорошие, необходимые молодому бойцу.

 Работа с текстом повести помогла мне глубже понять роль детей на войне. Для меня совершенно очевидно, что война и дети – понятия не совместимые! Ведь дети рождаются для того, чтобы жить, а не умирать. А война эту жизнь отнимает. Так не должно быть! Но, увы...

 Конференция подходила к концу, все с нетерпением ждали результатов. А я всё думал о Ване Солнцеве, сыне полка, чья судьба сложилась счастливо и благополучно. Уверен, что он с отличием окончил суворовское училище и стал замечательным военным, всю свою жизнь посвятил служению Родины.

 А сколько сынов полка не дожили до победы... Несмотря на свой юный возраст, мальчишки и девчонки уходили на фронт, в партизанские отряды и наравне со взрослыми воевали с фашистами. Родина высоко оценила их подвиги, присвоив самым отважным звания «пионеров-героев».

 Но мои мысли прервала песня. Она звучала громко и гордо, заставляя еще раз прочувствовать тему конференции:

 Было такое званье
 В армии нашей Красной,
 Носил его Солнцев Ваня.
 Здравствуй, Ванюша, здравствуй...


 И я, и все ребята были очень рады встрече с сыном полка, с книгой о нем и о жестоком военном времени.

 Когда песня закончилась, жюри объявило победителя конференции. Им оказался я! И под дружные аплодисменты зала мне вручили диплом «Самый внимательный читатель». Я горжусь этим званием и очень дорожу им!


Категория: Скачать сочинение 4-й класс | Добавлено: 22.08.2020
Просмотров: 1912 | Писатель: Катаев В.П. | Оценка: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar