Никто еще не открыл первоисточник происхождения человеческого языка. На сегодняшний день предложено несколько версий на эту тему: некоторые доказывают, что умение произносить слова - дарованное Богом благо; другие убеждают, что возможность издавать звуки человеком пришла к нему сама по себе; третьи уверяют, что язык появился как результат многовековой эволюции животных и постепенном превращении их в Homo sapiens - Человека разумного. Несмотря на различия убеждений в появлении речи, ученых роднит всеобщее мнение о том, что язык общения человека именно его делает человеком и выучить человеческий язык без окружающего сообщества нет возможности.
Писатель М. Горький дал такое определение нашему языку: "Слово является элементарной единицей литературы, а язык - материалом для словесного искусства". Знаменитый языковед А. Журавлёв дал такое научное определение художественной литературе: "Это наивысшая форма организации знаний об языке, когда важно все: глубина понимания слов, их ритмичность и музыкальность смысла звуков". Любые наши слова и языковые формы в том или ином формате могут стать партитурой для описания художественных образов. Вот как А. Пушкин охарактеризовал художественное произведение: "Это творение, имеющее чувство соразмерности и наивысшей сообразности". Писатель А. Толстой также писал: "Мертвых слов не бывает - все они живут в признанных сочетаниях". Все эти высказывания подтверждают то, что язык великого художественного творения сам оказывается детищем искусства.
При всей своей поэтичности и меткости нужно признать, что слова не могут с высокой точностью объяснить и донести до человека происходящее, как, например, живопись или кино. Но передать свои мысли один человек другому способен именно благодаря словам в повседневном общении. А человеческая мысль охватывает все! Следовательно, художественная литература является именно тем инструментом, который способен передать нам все стороны жизнедеятельности человечества. Словесность становится универсальной машиной времени, способной перенести наш разум в любые точки представления об окружающем нас мире.
Слово - эпохальный движитель развития человечества. Слова являются накопителями всего опыта, собранного нашей цивилизацией за многие века. Поэтому так важно и необходимо учить и беречь свой язык, охранять и развивать его.
|