Тема аморальности в романе Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть»
Первая часть романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» была опубликована, когда автору было девятнадцать. Произведение стало блокбастером тех времён - фотографии Франсуазы (её настоящая фамилия - Куарез) наперебой печатались в прессе, а сама автор пополнила список самых знаменитых во Франции писателей, творящих в стиле «психологическая проза», главные действующие лица которой - молодые люди, ищущие своё место в чуждом для них мире, переданном им по наследству старшим поколением.
Сесиль, главная героиня романа «Здравствуй, грусть» - дочь вдового бизнесмена. Отдыхая с отцом и его любовницей на морском побережье, она, смеха ради, тоже заводит курортный роман. Когда к их компании присоединилась приятельница покойной матери Сесиль - Анна Ларсен, отец девушки был так очарован ею, что чуть было не женился...
Сесиль делает всё, чтобы не стать этой женщине падчерицей и побеждает - расстроенная Анна уезжает и, попав в автомобильную катастрофу, погибает, а Сесиль с отцом вскоре возвращаются в Париж, «окунаются» в водоворот светской жизни и забывают о случившемся... Сесиль уже не думает о том, что Анна, которая являлась воплощением порядочности, погибла из-за её нежелания расстаться со своей свободой и отказаться от некоторых эмоциональных удовольствий.
Жить настоящим, ловить счастливые мгновения и не отвлекаться на призывы совести - вот девиз Сесиль и её ближайшего окружения. Однако девушка всё чаще ловит себя на том, что такая жизнь ей не в радость.
Сесиль - воплощение бездуховности. Признавая только физиологическое наслаждение, она исповедует конструктивный метод общения, считая людей объектами для получения удовольствия. К Анне Сесиль испытывает некоторую зависть, но в то же время жалеет и презирает её за то, что все поступки этой женщины были подчинены постулатам морали. Её веселят принципы Анны, считавшей физическую близость чем-то сокровенным.
Анну Сесиль считала преградой, отодвигающей её от наслаждений. Но, устранив эту преграду. Сесиль, по её же словам, испытала некую грусть, хотя на самом деле чувство, зародившееся в её душе было, скорее всего, нравственным потрясением.
Осознав собственную и отцовскую безнравственность, она не знала, как себя вести в дальнейшем... Сесиль просто не умела вести себя по-другому.
Чувствуя протест и раздражение, молодая и далеко не бедная девушка, которая могла получить от жизни всё, что ей было угодно, предаётся отчаянию. Сесиль разочарована в жизни, она не знает, чего хочет и не понимает, ради чего живёт. Впереди - бездонная пропасть...
Современники Франсуазы Саган очень напоминали писательнице Сесиль и ее отца - людей, принимающих аморальное поведение как норму. В первой книге Ф. Сагат повествуется о любовных неудачах и конфликтах, а также - о нравственной свободе.