Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» посвящен изображению так называемого «нового человека», проповедующего идеи утопического социализма. Чернышевский верит, что светлое будущее должно быть похожим на то, что он изображает. Однако не видит к нему научно обоснованного пути. Швейная мастерская Веры Павловны – это та форма организации общественного труда, за которую ратует автор. Поскольку осуществить на практике подобное в ту историческую эпоху не представлялось возможным, Чернышевский предлагал свой выход: революция. Во главе революции, по его мнению, должна была стоять интеллигенция, взбунтовавшая крестьянство. В этой роли писатель видит «особенных людей» вроде Рахметова.
Большое место в романе занимают морально-этические проблемы. Уничтожительной критике подвергаются и мещанская мораль госпожи Розальской, и прогнившая дворянская эстетика Сторешникова. Писатель стремится утвердить правила новой морали, основанной на принципе «разумного эгоизма», что означает совпадение общих интересов с разумно обоснованными личными. Отношения Лопухова и Веры Павловны – это зримое подтверждение данной мысли.
В художественном отношении роман также своеобразен и необычен для своего времени. Во-первых, он является публицистическим и имеет полный набор особенностей, характерных для публицистического стиля. Во-вторых, все лишнее, не имеющее значения для «новых людей», просто отсекается. В результате – характеры оказываются достаточно схематичными, а героев сложно отличить друг от друга. Иногда невозможно понять, кто описывается в эпизоде - Лопухов или Кирсанов. Тем не менее все важнейшие общественно-политические проблемы времени нашли свое место на страницах произведения. Автор не только описывает их, но и пытается решить. И делает это не только как художник, но и как публицист: он не только мыслит «образами», но и рассуждает логически, оценивает героев и явления жизни, спорит с введенным им «проницательным читателем», которого затем торжественно изгоняет. Другие герои романа также много рассуждают, прямо высказывают свои идеи, являющиеся, по сути, идеями Чернышевского.
Еще одна черта романа – его рационалистичность. Персонажи больше рассуждают, чем чувствуют. Они выступают как проповедники, а не как люди с живыми эмоциями и страстями. Заметно, что и при создании текста рассудок автора играл более важную роль, чем чувство.
Роман тщательно, глубоко продуман, четко построен, местами сухо написан. Своеобразную форму у Чернышевского приобрел присущий русской литературе психологизм. Автора больше интересуют неясные, скрытые душевные движения. Таковы сны Веры Павловны, в которых в аллегорических образах раскрываются ее затаённые устремлении, мечты, надежды. Еще один прием, использующий Николаем Гавриловичем - иносказание, множество намеков. Именно ими наполнены сны, в них же заключена и идеология произведения.
Впоследствии русская литература описала множество последователей литературного образа «особенного человека»: сходство с Рахметовым можно обнаружить в характерах Павла Власова, Макара Нагульнова. Утопические идеи героев, стремящихся воинственно навязывать людям «счастье», встречаются и у наших современников.
|