Пятница
26.04.2024
10:07
Авторы
Наш опрос
Как поют поздравительную песню на вашем Дне Рождения?

Всего ответов: 1613
Новые сочинения
М. Горький. «На дне» – драма нашей жизни

Поиски правды в советской литературе – по...

Ужасы репрессий на примере произведения «...

Революция и Гражданская война 1917 года п...

Князь Мышкин, как главное дйствующее лицо...

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Школьные сочинения
Главная » Сочинения » 10-й класс

В чем необычность произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?»


 Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» посвящен изображению так называемого «нового человека», проповедующего идеи утопического социализма. Чернышевский верит, что светлое будущее должно быть похожим на то, что он изображает. Однако не видит к нему научно обоснованного пути. Швейная мастерская Веры Павловны – это та форма организации общественного труда, за которую ратует автор. Поскольку осуществить на практике подобное в ту историческую эпоху не представлялось возможным, Чернышевский предлагал свой выход: революция. Во главе революции, по его мнению, должна была стоять интеллигенция, взбунтовавшая крестьянство. В этой роли писатель видит «особенных людей» вроде Рахметова.

 Большое место в романе занимают морально-этические проблемы. Уничтожительной критике подвергаются и мещанская мораль госпожи Розальской, и прогнившая дворянская эстетика Сторешникова. Писатель стремится утвердить правила новой морали, основанной на принципе «разумного эгоизма», что означает совпадение общих интересов с разумно обоснованными личными. Отношения Лопухова и Веры Павловны – это зримое подтверждение данной мысли.

 В художественном отношении роман также своеобразен и необычен для своего времени. Во-первых, он является публицистическим и имеет полный набор особенностей, характерных для публицистического стиля. Во-вторых, все лишнее, не имеющее значения для «новых людей», просто отсекается. В результате – характеры оказываются достаточно схематичными, а героев сложно отличить друг от друга. Иногда невозможно понять, кто описывается в эпизоде - Лопухов или Кирсанов. Тем не менее все важнейшие общественно-политические проблемы времени нашли свое место на страницах произведения. Автор не только описывает их, но и пытается решить. И делает это не только как художник, но и как публицист: он не только мыслит «образами», но и рассуждает логически, оценивает героев и явления жизни, спорит с введенным им «проницательным читателем», которого затем торжественно изгоняет. Другие герои романа также много рассуждают, прямо высказывают свои идеи, являющиеся, по сути, идеями Чернышевского.

 Еще одна черта романа – его рационалистичность. Персонажи больше рассуждают, чем чувствуют. Они выступают как проповедники, а не как люди с живыми эмоциями и страстями. Заметно, что и при создании текста рассудок автора играл более важную роль, чем чувство.

 Роман тщательно, глубоко продуман, четко построен, местами сухо написан. Своеобразную форму у Чернышевского приобрел присущий русской литературе психологизм. Автора больше интересуют неясные, скрытые душевные движения. Таковы сны Веры Павловны, в которых в аллегорических образах раскрываются ее затаённые устремлении, мечты, надежды. Еще один прием, использующий Николаем Гавриловичем - иносказание, множество намеков. Именно ими наполнены сны, в них же заключена и идеология произведения.

 Впоследствии русская литература описала множество последователей литературного образа «особенного человека»: сходство с Рахметовым можно обнаружить в характерах Павла Власова, Макара Нагульнова. Утопические идеи героев, стремящихся воинственно навязывать людям «счастье», встречаются и у наших современников.


Категория: Скачать сочинение 10-й класс | Добавлено: 05.10.2018
Просмотров: 2045 | Писатель: Чернышевский Н.Г. | Оценка: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar