Тема - театр, актерское мастерство, история театра.
Класс - 10 - 11.
Создатели и реформаторы современного театра - К.С. Станиславский и М.А. Чехов
Жаль, что в современном обществе, особенно среди молодежи, такое маленькое количество тех, кто увлекается театром. Театр – это не просто искусство как развлечение. Это, скорее, такое высокое искусство, цель которого – помочь человеку и обществу в целом увидеть себя со стороны. На цирковое представление люди приходят отдохнуть и посмеяться, держа в руках и медленно поедая попкорн и сладкую вату. После спектакля в театре многие люди выходят совсем другими. Изменившимися. Потому что там, на сцене, они увидели себя. Скорее всего, в совсем нелицеприятном виде. Это и подтолкнуло их к изменению чего-то в себе. И это прекрасно.
Но это совсем не просто – сыграть на сцене. Чтобы тебе поверили, чтобы действительно оказать такое «лечебное» действие на человеческую душу, нужно совсем не играть, а жить на сцене. Нужно стать тем, кого изображаешь. И это огромный труд.
Россия дала всему миру таких великолепных мастеров своего дела, как Михаил Александрович Чехов и Константин Сергеевич Станиславский, о которых и пойдет речь далее.
Константин Сергеевич Станиславский – знаменитый русский театральный режиссер, актер, педагог и реформатор театра. Он создал самую узнаваемую систему в мире, которой, вот уже 100 лет, пользуются в театрах по всему миру. Она называется «Система Станиславского». В ее основе лежит разделение актерской игры на три важнейших составляющих:
Ремесло.
По Станиславскому оно основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
Искусство представления.
Оно основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр должен начать испытывать подлинные переживания, которые автоматически создают форму их проявления. Во время самого спектакля актёр уже не должен испытывать эти эмоции, а лишь воспроизводить форму, готовый внешний рисунок роли.
Искусство переживания.
Актёр в процессе игры испытывает настоящие переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.
Получается, что мало просто претвориться, например, Дедом Морозом. Нужно им стать, как бы странно и непонятно это ни звучало.
Эта система ценна и отлична от других тем, что позволяет зрителю действительно «окунуться» в тот огромный мир театра, прочувствовать каждую эмоцию актеров и поверить, искренне поверить в происходящее.
Очень похожа на систему Станиславского, и даже основывается на ней система Михаила Александровича Чехова. Он написал знаменитую книгу«О технике актера», которая быстро стала популярной не только в Европе, но и в Америке. В ней описана почти та же самая техника актерской игры, что и у Константина Сергеевича.
Его главным и огромным достижением, я считаю, является создание в США (где он, уроженец Санкт-Петербурга, жил с 1939 года) актерской школы. Эту школу называли и продолжают называть «кузницей театральных талантов».
Дело Чехова в США продолжил Ли Страсберг, который и основал современную Actors Studio в самом центре Нью-Йорка. Самые видные и талантливые актеры кино и театра учились мастерству в ней: Мэрилин Монро, Джейн Фонда, Анджелина Джоли, Робин Уильямс, Джон Войт – этот список можно продолжать бесконечно.
Станиславский и Чехов – это почти одно целое. Они, можно сказать, стали создателями современной актерской игры в кино и театре, и, без них, мы не имели бы таких замечательных и талантливых актеров, которых мы видим сейчас на театральных сценах и на экранах кинотеатров.
|