Интересно, что сам писатель был последователем «эстетизма» - литературного течения, провозгласившего, что форма важнее содержания, а главной ценностью являются не добро и не нравственность, а красота. Причем исключительно внешняя. Однако его творчество является доказательством прямо противоположных взглядов – достаточно вспомнить сказку «День рождения инфанты», где сквозь позолоту внешней роскоши жизни принцессы и королевского двора то и дело проскальзывают духовная пустота, гордыня и жестокость. Идеи, которые достигли апогея в романе «Портрет Дориана Грея».
Молодой Дориан одарен всеми благами – он невероятно красив, обаятелен, умен, при этом наследник огромного состояния. Он вполне доволен своей жизнью…до того момента, как судьба не сталкивает его с лордом Генри.
Лорда Генри можно рассматривать как новый образ Мефистофеля. Именно он зарождает в Дориане страх перед неминуемой старостью – стоит отметить, что до встречи с ним молодой человек относился к своей красоте и молодости почти равнодушно, принимая как должное. А уже страх побуждает его высказать желание – продать душу за то, чтобы портрет старел вместо него, а сам он, Дориан, оставался навечно таким же молодым и красивым.
Весь дальнейший роман – история формирования Дориана под чутким руководством лорда Генри. Дориан повторяет его слова, постоянно ссылается на своего «друга» и вообще, кажется, теряет себя и превращается в плохую копию лорда Генри.
Хотя стоит отметить, что мы не знаем, ведет ли себя сам лорд Генри в собственной жизни подобным образом. Художник Безил в самом начале романа отмечает, что лорд Генри сам не следует собственным постулатам.
Можно ли сказать, что именно лорд Генри сформировал характер Дориана? И да, и нет. Дориан воспитывался с жестким дедушкой, которого боялся, рано лишился матери и нуждался в дружеском участии. В лорде Генри он увидел и отца, и друга, и пример для подражания. Также их встреча произошла, когда Дориан еще не сформировался как личность. У него не было ни внутреннего стержня, ни идеалов, которые помогли бы ему противостоять словам лорда Генри. И никого, кто мог бы предупредить.
Художник Безил мог бы стать таким человеком, однако был слишком оторван от реальной жизни. Даже момент судьбоносного разговора лорда Генри и Дориана был слишком занят картиной – портретом самого Дориана, кстати, так что ничего не слышал.
Кстати, важная деталь – Безил был занят портретом Дориана. Он восхищался его внешней красотой. Тогда как лорд Генри уделял внимание именно его внутреннему миру – формированию его взглядов и убеждений. И сам Безил в финале осознает свою слепоту, но уже слишком поздно.
|