Время написания романа (с 1928 по 1940 гг.) совпало со сложным и жестоким историческим периодом. Наша страна была обескровлена государственным переворотом, Гражданской войной и репрессиями. Через год, после выхода в свет «Мастера и Маргариты», началась Великая Отечественная Война, в Европе свирепствовали фашисты. В эти трудные для нашей страны дни рассуждения автора о доброте и жестокости, о вере, способной одолеть вероломство и злобу, - наполняются особой значимостью. Так ведётся испокон веков: переоценка нетленных ценностей становится актуальной в критические моменты жизни.
Я воспринимаю Библию как носитель основных заповедей или законов сосуществования, на которые должно опираться современное человечество. Между булгаковской и библейской трактовкой далёких событий, описанных Мастером, чётко просматривается сопоставление: Иешуа и Ершалаим — Иисус и Иерусалим.
Серьёзное, а иногда исполненное трагизма произведение Мастера уравновешивается другой, сатирической частью романа. Не таким ли точно образом уравновешено добро и зло, причём не только в искусстве, но и в настоящей жизни? Осознав это, несложно догадаться: кто есть кто. Если Иешуа — рупор добра, то Воланд - типичный представитель злобных сил или, говоря языком церковников - Сатана.
Булгаков, собственно, и не пытается скрыть правду, наделив Воланда сатанинскими причандалами - свитой. А методы влияния и способности этого господина, посредством которых он достигает желаемого, не оставляют ни малейшего сомнения - перед нами именно Сатана.
Нет, автор не собирается сталкивать лбами добро и зло. Две могущественные силы, которые никогда не одолеют друг друга, подчиняясь замыслу писателя, скорее сотрудничают, чем противостоят. Героям романа предоставляется право выбора своего пути. Я считаю, что добро сильнее зла, хотя и не сомневаюсь, что Воланд во все времена найдёт достойных кандидатов для своей свиты.
Воланд прибывает в столицу из любопытства (так говорит он сам): взглянуть, насколько изменились москвичи. Вероятно, он когда-то уже наведывался в этот город. Согласно его вердикту, представители человеческого общества ничуть не изменились с тех пор: так же жадны, меркантильны, неблагонадёжны... Стоило ему подбросить кверху деньги, и люди готовы свернуть шею, только бы не упустить добычу...
От «шуток» Воланда страдает только тот, кто сам виновен в своих бедах и это, я считаю, потому, что автор склонен очеловечивать олицетворение зла. Ведь если бы булгаковский Сатана не был наделён человеческими качествами, он никогда бы не пожалел Маргариту и не воссоединил бы её с Мастером, он никогда бы не оставил их в покое...
Маргарита сознательно сделала свой выбор в пользу зла: она попросила Воланда обменять её душу на любовь Мастера. Поступок женщины заслуживает осуждения, ведь она лишила себя возможности побороться за место в раю. Мастер же отверг рай в том момент, когда отказался от труда своей жизни.
Но рукописи не горят, а напечатанные романы – тем более. Хорошее, пусть даже единожды напечатанное, произведение всегда живёт в сердцах читателей. Вечная тема добра и зла, ещё раз пересказанная Булгаковым, наверняка заставит задуматься многих людей. Когда-то для миллионов сердец таким произведением была Библия.
|