Произведение это написано Михаилом Юрьевичем в жанре лирико-психологического романа, причем самого первого в России. Лирическим он называется, потому что автор и его герой очень схожи. Психологическим называется, потому что в центре сюжета стоят не события произведения, а состояние души героя, то есть его переживания, душевные переживания и др. Богатство психологии сокрыто в этом герое времени.
Через различные трудности и противоречия Печорина (главного героя романа) Михаил Юрьевич Лермонтов раскрывает свое размышление о том, что не все в этой жизни возможно разъяснить (объяснить), ведь в мире существует какая-то тайна, которая лежит глубже идей и слов. В романе существует особенность. Она заключается в том, что тайна раскрывается последовательно на протяжении всего романа, так сказать от загадки к разгадке. Например, в первых трех главах Михаил Юрьевич пишет о поступках героя, а уже в остальных двух пишет о мотивах, движущих Печориным.
Началом повести служит философский спор главного героя с Вуличем о предначертанной судьбе, то есть о фатализме. Сторонником этой теории и является Вулич. А Печорин размышляет над вопросом: « Если все предопределено, то зачем тогда человеку воля, а также рассудок?». Такой спор разрешается тремя случаями, описанными в романе. Первый случай - выстрел Вулича себе в висок. Второй случай - Вулича случайно убивают казаки. Третий случай - нападение Печорина на убийцу казака. Автор показывает нам, что не нужно быть фаталистом, нельзя мириться судьбе, а нужно действовать не смотря ни на что. Главный герой (Печорин) в романе не самодовольный пессимист. Совершая в произведении «роль топора или палача в руках судьбы», он также сильно страдает как и его жертвы (а может даже и сильнее).
Весь Лермонтовский роман – гимн личности, которая мужественна и свободна от давнишних предрассудков, но с другой стороны это своего рода реквием о одаренном, возможно даже гениальном человеке, который не мог определить своего предназначения.
|