Если углубленно проанализировать и подытожить слова многих русских и зарубежных критиков, то содержание этой трагедии можно расценивать, как человеческою судьбу всего простого народа России. Сам же А.С. Пушкин воплощал в своих произведениях идеи освобождения, правды, освещал драматургию острых и где-то даже, одиозных социальных конфликтов, грандиозных и непредсказуемых страстей, подробно выкладывал многогранный национальный характер и знаменательность. Все это, естественно, было основано на реальных фактах и событиях. А все свои интеллектуальные воплощения, исходя из собственных принципов, он воплотил в «Борисе Годунове».
В этом произведении, Пушкин не только воплотил силу своего творческого вдохновения и таланта, но и изложил реальную, довольно неоднозначную и жестокую картину прошлого царской России. Работая над этой пьесой, главной целью Пушкина, было «обновить» русский театр того времени, дать ему новый колорит, глубину, динамику, социальный и общенародный полет вдохновения и самовыражения. Четкое и бескомпромиссное отражение правды. На тот момент, в классической «придворной трагедии классицизма», все подобные моменты напрочь, отсутствовали. Вместо этого, автор решил сотворить народную драму, со всей глубиной и динамикой событий, которые отражали историческую эпоху России. Можно без преувеличения отметить, что ему это полностью удалось.
В чем же выражалось новаторство драмы, по мнению Пушкина? Это прогрессивное, и даже, несколько гротескное олицетворение жизни простого народа. Цари-самодержавцы правили на Руси «кто как хотел», пользуясь безграмотностью, темнотой и несознанием простых людей.
Но не стоит недооценивать правителей. Они прекрасно понимали, что народ – это великая непобедимая сила, которой нужно управлять и держать в полном повиновении и неведении. Если взять Годунова, то он обладает абсолютной властью, но народа очень боится.
Освятим некоторые события. Борис Годунов, ведя нещадную борьбу с боярством, намерен покончить с боярским местничеством и уничтожить «разрядные книги», что он и обещает Басманову. Он говорит, что случиться скоро, нужно лишь немного народ успокоить.
А бояре Шуйский и Воротынский так же, видят осуществление своих замыслов с опорой на простых людей. Шуйский предлагает Воротынскому вместе убеждать простой народ в том, чтобы у власти остался Борис.
Абсолютно другая ситуация с Гаврилой Пушкиным. Он, перейдя на сторону Лжедмитрия, пытается убедить Басманова, что Борис – это «тупик». Он пытается переубедить его в том, что самая великая сила – это не войско и не помощь поляков, а народное мнение. Здесь Пушкин противопоставляет в своих персонажах народ и царя. Понятно, что эти интересы полностью противоположны.
А, изобразив борьбу Годунова и самозванца за власть, Пушкин, последнюю, лишает святости и надежды, показывает все, грязь, подвохи, интриги, чем полностью разоблачает.
И события не заставляют себя долго ждать. Народ, переполненный недовольством и неправдой, свергает Годунова. Этим Пушкин показывает, что социально- политические действия правителей, которые изолируют себя от народа и его мнения, изначально обречены на полное фиаско.
Этой трагедией, А.С. Пушкин показал самые яркие и правдивые настроения 20-х годов 19-го века.
|