Многие читали рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры», в котором автором на суд читателя предстает исповедь дяди, поссорившегося со своим племянником из-за пустяка. Так кажется на первый взгляд, но, на самом же деле за этой незначительной ситуацией скрывается глубинный смысл.
Приехав в гости к племяннику, герой обещает купить малышу книжки, карандаши, пенал, и самое важное - научить ребенка цифрам. Однако, у дяди появляются другие дела, затем ему становится просто лень исполнять обещанное и он врет мальчику, говоря, что магазины закрыты. Ребенок не верит взрослому и в обиде говорит: "Ну, хорошо же, дядька! Помни ты это себе!". После этого мальчик принялся безобразничать, чем разозлил дядю. В итоге, тот, не сдержавшись, шлепнул мальчика и выпроводил за дверь. Теперь уже ребенок не смог сдержаться и расплакался, дядя, остыв, все же сделал первый шаг исправлению своих ошибок - начал учить мальчика цифрам.
В рассказе мы видим как сталкиваются два совершенно непохожих друг на друга мира - мир ребенка и мир взрослого. Хотя, казалось бы, и живут оба этих человека на одной земле, и говорят на одном языке, но они диаметрально противоположные, редко понимают друг друга и находят общий язык. И когда этот общий язык не находится - происходят печальные вещи.
Автор очень точно описывает все переживания, размышления и угрызения совести дяди, после осознания неправильности своего поведения и поступка. Также очень точно Иван Алексеевич описывает и внутренний мир маленького племянника - его любознательность, непоседливость, огорчение, энергичность.
И в заключении автор выводит, пожалуй, главную формулу при воспитании ребенка: настоящее воспитание - воспитание счастьем. Ведь очень многие взрослые порой даже и не замечают как ненароком обижают детей, грубо запрещая им какие-либо вещи, отказывая в чем-то, в чем можно бы было пойти на уступки, оправдывая свое поведение словами "нельзя баловать". Но ведь не обязательно баловать, можно искать и компромиссы, можно уметь аккуратно сгладить углы, объяснив ребенку все или плавно увести его от темы, не обижая.
|