Раскольников считается носителем преступных взглядов, автором теории о господстве сильных личностей и пресмыкании рабов. София же Мармеладова - его антипод, тихая и нищая девушка, дочка бедного чиновника.
Сонечка является пределом смирения и страданий, которая пожертвовала своей честью ради детишек мачехи и постоянно пребывающего в алкогольном опьянении отца. У нее был только один способ спасти малышей от голода - продавать за деньги свое тело. Для девушки это было мучением, величайшим унижением, огромной жертвой, так как по натуре своей она была не распущенной и беспринципной, а скромной и религиозной. Во имя жизни близких Софья стала проституткой.
Девушка не брала на себя роль судьи, хотя знала, что Родион Раскольников совершил тяжкий грех. Напротив, она сострадала преступнику и призывала к смиренному искуплению своей вины. Сонечка разделила с ним душевные муки, окружила его христианской любовью и заботой.
Примечательно то, что в противоборстве характеров смиренной Софьи Мармеладовой и сильного Раскольникова победа досталась именно всепрощающей девушке. Это свидетельствует о том, что Достоевский видит в девушке высшую правду, он отождествляет с ее образом идею спасения мира, которая состоит в единении людей.
Родион получает свое наказание не в результате судебного решения, а через осознание собственной вины. Жизнь героини полностью разрушает теорию Раскольникова. Ее нельзя отнести к избранным, которые имеют право совершать преступления, также Сонечка не является тварью дрожащей. Несмотря на свой заработок, девушку нельзя назвать грязной или порочной, она остается высоконравственной и заслуживающей уважения.
Кротость и самопожертвование Софьи Мармеладовой вовсе не говорит о ее рабском смирении перед обстоятельствами, это демонстрирует социальную активность героини, направленную на то, чтобы спасти нуждающихся, в данном случае ненормальную мачеху Катерину Ивановну, пьяницу-отца и их бедных голодных детей. Девушка являет собой народную религиозность, служащую основой христианского социализма, в который и верил автор.
|